В ВТО СО СВОИМ УСТАВОМ
Предстоящее вступление России в ВТО вызвало бурю дискуссий о будущем отечественной экономики, никогда до этого не находившейся в состоянии свободной конкуренции с остальным миром. В этой связи активно высказывается скепсис по поводу жизнеспособности большинства наших отраслей за исключением, пожалуй, нефтегазового комплекса - ресурса, увы, невечного. Однако более внимательный поиск этих вроде бы несуществующих перспективных экспортных отраслей, не связанных с продажей углеводородов, приводит к неожиданному открытию. Оказывается, в России есть действительно сильное зерновое хозяйство, вполне конкурентоспособное на мировом рынке.
Пять лет назад наша страна впервые за много десятилетий достигла уровня самообеспечения и стала экспортировать зерно. И сегодня, когда в зависимости от урожая цены могут колебаться в пределах 40%, экспорт - единственный эффективный способ стабилизации цен на зерно на внутреннем рынке. Кроме того, обеспеченная экспортом стабильность внутреннего рынка позволяет поддерживать уровень цен ниже мировых, что увеличивает конкурентоспособность отраслей - потребителей зерна (животноводство, птицеводство). Прочие пути стабилизации (прежде всего интервенции) связаны со значительными затратами на хранение и оборот запасов зерна и не могут быть единственным регулятором ценообразования на зерно.
Наконец, экспорт зерна в буквальном смысле поднял целые регионы, в первую очередь в Южном федеральном округе (Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская область), став, таким образом, настоящим фактором социальной стабильности.
Однако перспективы экспорта зерна не такие радужные, как может показаться. Вся положительная динамика во многом спонтанна и обусловлена удачным сочетанием больших плодородных площадей, низкой стоимости труда и энтузиазма компаний-экспортеров. Очевидно, что подобный ресурс имеет свои лимиты, что для качественного рывка таких "естественных" факторов будет недостаточно. Более того, вступая в ВТО и бросая вызов суперсубсидированным АПК стран-конкурентов (прежде всего из ЕС), без государственной поддержки, без комплексной стратегии развития зернового экспорта существующий уникум может долго не продержаться.
В настоящий момент основное конкурентное преимущество российского зерна - низкая цена при сопоставимом качестве - практически полностью нивелируется госсубсидиями экспорта конкурентов из ЕС и нашими собственными внутренними издержками (слишком дорогая логистика как следствие неразвитости инфраструктуры, задержки с возвратом НДС для экспортеров и т.д.). Соответственно, госполитика поддержки зернового экспорта в контексте вступления в ВТО должна осуществляться по этим двум направлениям.
Конечно, конкурировать с ЕС в объемах субсидирования экспорта на сегодняшний день нереально (в России оно практически отсутствует и вряд ли будет возможно в ближайшее время). Однако добиваться паритетных условий конкуренции можно и нужно, так как никто не может дать гарантии, что сегодняшние 8 долларов европейских субсидий на тонну зерна не превратятся завтра в 18 (а такие тенденции есть), что поставит наш экспорт на грань выживания.
В этой борьбе не надо проявлять излишней скромности. Необходимо жестко отстаивать свою позицию, на официальном уровне оказывая давление на ЕС, правительства стран которого поддерживают свое сельское хозяйство и исповедуют тем самым двойные стандарты. Вполне цивилизованной практикой является и участие России в "торговых войнах", "перекрывающих" импорт из Европы мяса и масла. Нужно искать альтернативные способы защиты и скрытого субсидирования собственного АПК, умело манипулируя "корзинами" разного цвета ("зеленая корзина" - затраты, не подпадающие под регулирование правилами ВТО).
Все это так или иначе делается и сегодня, однако эти инициативы носят разрозненный характер, тогда как у государства должна быть комплексная стратегия защиты интересов нашего сельского хозяйства на внешних рынках.
Пять лет назад наша страна впервые за много десятилетий достигла уровня самообеспечения и стала экспортировать зерно. И сегодня, когда в зависимости от урожая цены могут колебаться в пределах 40%, экспорт - единственный эффективный способ стабилизации цен на зерно на внутреннем рынке. Кроме того, обеспеченная экспортом стабильность внутреннего рынка позволяет поддерживать уровень цен ниже мировых, что увеличивает конкурентоспособность отраслей - потребителей зерна (животноводство, птицеводство). Прочие пути стабилизации (прежде всего интервенции) связаны со значительными затратами на хранение и оборот запасов зерна и не могут быть единственным регулятором ценообразования на зерно.
Наконец, экспорт зерна в буквальном смысле поднял целые регионы, в первую очередь в Южном федеральном округе (Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская область), став, таким образом, настоящим фактором социальной стабильности.
Однако перспективы экспорта зерна не такие радужные, как может показаться. Вся положительная динамика во многом спонтанна и обусловлена удачным сочетанием больших плодородных площадей, низкой стоимости труда и энтузиазма компаний-экспортеров. Очевидно, что подобный ресурс имеет свои лимиты, что для качественного рывка таких "естественных" факторов будет недостаточно. Более того, вступая в ВТО и бросая вызов суперсубсидированным АПК стран-конкурентов (прежде всего из ЕС), без государственной поддержки, без комплексной стратегии развития зернового экспорта существующий уникум может долго не продержаться.
В настоящий момент основное конкурентное преимущество российского зерна - низкая цена при сопоставимом качестве - практически полностью нивелируется госсубсидиями экспорта конкурентов из ЕС и нашими собственными внутренними издержками (слишком дорогая логистика как следствие неразвитости инфраструктуры, задержки с возвратом НДС для экспортеров и т.д.). Соответственно, госполитика поддержки зернового экспорта в контексте вступления в ВТО должна осуществляться по этим двум направлениям.
Конечно, конкурировать с ЕС в объемах субсидирования экспорта на сегодняшний день нереально (в России оно практически отсутствует и вряд ли будет возможно в ближайшее время). Однако добиваться паритетных условий конкуренции можно и нужно, так как никто не может дать гарантии, что сегодняшние 8 долларов европейских субсидий на тонну зерна не превратятся завтра в 18 (а такие тенденции есть), что поставит наш экспорт на грань выживания.
В этой борьбе не надо проявлять излишней скромности. Необходимо жестко отстаивать свою позицию, на официальном уровне оказывая давление на ЕС, правительства стран которого поддерживают свое сельское хозяйство и исповедуют тем самым двойные стандарты. Вполне цивилизованной практикой является и участие России в "торговых войнах", "перекрывающих" импорт из Европы мяса и масла. Нужно искать альтернативные способы защиты и скрытого субсидирования собственного АПК, умело манипулируя "корзинами" разного цвета ("зеленая корзина" - затраты, не подпадающие под регулирование правилами ВТО).
Все это так или иначе делается и сегодня, однако эти инициативы носят разрозненный характер, тогда как у государства должна быть комплексная стратегия защиты интересов нашего сельского хозяйства на внешних рынках.
Дата публикации - 07.12.05