В РЕГИОНАХ ПРОБЛЕМЫ С ЛОГИСТИКОЙ
Из-за снижения грузооборота с начала года Октябрьская железная дорога недополучила прибыль в 265 млн. рублей. Причины и пути решения проблемы обсуждались вчера на совещании в полпредстве СЗФО.
В работе совещания, созванного по инициативе железнодорожников, приняли участие руководители регионов Северо-Запада и представители крупнейших грузоотправителей и морских портов.
Октябрьская железная дорога является крупнейшим грузоперевозчиком региона. Однако за два первых месяца текущего года фактическая погрузка на ОЖД отстает от плана, утвержденного компанией "РЖД". По сравнению с прошлым годом в феврале погрузка в Ленинградской области снизилась на 14,2%, в Мурманской - на 1,2%. Между тем именно на эти регионы приходится до 60% всех грузов, перевозимых по Октябрьской железной дороге.
Не лучше положение и в других субъектах Федерации, находящихся в зоне действия дороги. В Санкт-Петербурге погрузка упала на 2,1%, в Псковской области - на 14,7%. В результате за январь - февраль текущего года в целом по ОЖД погрузка снизилась на 3,5%, а размер недополученной прибыли превысил 260 млн. рублей.
"Псковская область в основном отгружает лес. В условиях минувшей зимы наша техника просто не смогла работать в нужном ритме. Именно с этим и связан недогруз. Более действенную схему взаимодействия с дорогой мы планируем наладить в ближайшее время", - заявил заместитель главы администрации Псковской области Александр Котов.
Однако, по общему мнению участников совещания, необычайно морозная зима хотя и внесла свою лепту, причиной многочисленных сбоев и задержек грузовых поездов стали отнюдь не сильные морозы.
Еще на первой подобной встрече, в ноябре 2004 года, была создана постоянно действующая рабочая группа, в которую вошли руководители транспортного комплекса и субъектов Федерации на Северо-Западе. За прошлый год, по словам заместителя полпреда Президента в СЗФО Любови Совершаевой, была детально изучена ситуация во всех ключевых точках транспортного конвейера и принят ряд конкретных решений. Но в большинстве случаев эти решения остались невыполненными.
Например, для более плотного взаимодействия железной дороги и морского транспорта планировалось создать межрегиональный логистический центр. Однако хотя сам центр формально и был создан, но ощутимых результатов не принес. К примеру, на нефтеперерабатывающем терминале "Высоцк - ЛУКойл-2" скопилось большое количество цистерн с топливом из-за того, что танкеры вовремя не подходили под погрузку. Все емкости терминала оказались переполненными, а железнодорожные подходы забиты ждущими разгрузки цистернами. Дорога была вынуждена оставлять прибывающие составы на промежуточных станциях. В результате с начала года оказались "брошенными" 94 поезда.
Другая причина снижения грузооборота - несоответствие объемов, заказанных грузополучателями, и физических возможностей о их переработки. По этой причине ЗАО "Беломорская нефтебаза" буквально "захлебнулась" заказанными ею же цистернами с нефтепродуктами, а на Мурманском отделении дороги, где эта нефтебаза находится, на промежуточных станциях было "брошено" 33 поезда.
"Таких примеров множество. Даже в случаях, когда у регионов и предприятий есть возможности организовать дополнительную погрузку, они этого не делают. Например, по "Карельскому окатышу" мы уже имеем отказы от прогнозируемых объемов перевозок по формальным признакам. То же касается и Сланцевского горнодобывающего комбината, и Пикалевского глиноземного комбината", - отметил начальник Октябрьской дороги Виктор Степов.
Вполне вероятно, что от снижения грузооборота пострадают сами же региональные бюджеты. "Компания "РЖД" является нашим серьезным стратегическим партнером.
В третьем квартале этого года Совету губернаторов при полномочном представительстве Президента РФ в СЗФО будет представлена генеральная схема развития транспортного комплекса Северо-Запада. Ее разрабатывают Ленгипротранс и ЛенморНИИпроект. Существенной частью схемы является железнодорожная составляющая. На совещании было принято решение в течение ближайших двух месяцев обсудить ее в каждом из субъектов Федерации Северо-Запада и выработать общие рекомендации. Возможно, их учтут при утверждении схемы в Минтрансе РФ.
Только в развитие подходов к новым портам Северо-Запада они вложили 20 миллиардов рублей. И регионы должны сделать все возможное, чтобы на эти инвестиции была отдача", - считает Любовь Совершаева. Сегодня ОАО "РЖД" реализует в регионах ряд социально значимых инвестиционных программ, в числе которых электрификация Карелии и развитие железнодорожных подходов к порту в Усть-Луге в Ленинградской области.