Транзиту предсказывают рассвет
Транзитная отрасль, которой пророчат упадок из-за повышения железнодорожных тарифов и портовых сборов, сдавать свои позиции пока не намерена. Наоборот, в 2010 году в крупные латвийские гавани по железной дороге планируется доставить 88,9 млн. тонн грузов. Заявка амбициозная, ведь в прошлом году этот показатель составил 37,6 млн. тонн.
Министерство сообщения ЛР упорно гнет свою линию - в ближайшие 5-7 лет необходимо увеличить грузооборот железной дороги минимум до 100 млн. тонн в год. Реальность таких планов объясняется стремительным ростом китайского экспорта, часть которого рано или поздно, но пойдет через Латвию. Большие надежды возлагаются и на вступление России во Всемирную торговую организацию. Как только это произойдет, нашим восточным соседям придется отменить дискриминирующие железнодорожные тарифы на транспортировку товаров в направлении балтийских портов. Значит, грузов к нам пойдет больше.
Итак, цель - 100 млн. тонн. Достижению этой заветной цифры сейчас подчинены все планы, касающиеся развития Latvijas dzelzcels. Теперь в "гонку" включились и крупнейшие отечественные гавани, на которые приходится более половины грузооборота железной дороги. На вчерашнем заседании Латвийского совета портов все они "зарезервировали" для себя определенный объем товаров на 2010 год.
Сразу можно сказать, что планы весьма внушительные. Например, Вентспилсский порт запросил 47,9 млн. тонн, Рижский - 31 млн. тонн, а Лиепайский - 10 млн. тонн. Итого 88,9 млн. тонн. Выходит, что они надеются получить по "железке" грузов на 136% больше, чем в 2004-м. Впечатляет. Однако министру сообщения Айнару Шлесерсу такие перспективы показались очень скромными. По его словам, Рижская и Лиепайская гавани могли бы быть более амбициозными.
Планы планами, но справится ли Latvijas dzelzcels с таким потоком товаров? Сейчас пропускная способность инфраструктуры компании в направлении крупных портов составляет 76 млн. тонн. Реализация уже имеющихся проектов по модернизации увеличит ее до 85 млн. тонн. Значит, необходимо разрабатывать новые и ни в коем случае не затягивать с их воплощением в жизнь. Минсообщения же поставило перед предприятием очередную задачу: обеспечить возможность транспортировки в гавани 100 млн. тонн грузов в год. Так сказать, с запасом.
А чтобы виды на будущее у портов и железной дороги были согласованными, им предстоит вместе работать над общим планом развития на 2007-2013 гг. Данный документ следует подготовить к 17 мая будущего года. Именно тогда его собирается рассмотреть и утвердить Совет портов.
Показатели деятельности и планы латвийских портов
Порт | Объем перевалки в гавани в 2004 году, млн.тонн | Зарезервированный на 2010 год объем грузов, доставляемых по железной дороге, млн. тонн |
Вентспилс | 27,8 | 47,9 |
Рига | 23,9 | 31 |
Лиепая | 4,4 | 10 |