Результаты IV ежегодного исследования
В конце 2010 года – начале 2011 года Координационным советом по логистике было проведено традиционное ежегодное исследование логистики компаний.
В данной статье мы представим вам основные результаты этого исследования. Исследование, конечно же, не претендует на всеобъемлющую полноту и глобальность. Тем не менее, любые результаты обратной связи с рынком являются ценной информацией для последующих решений и действий по улучшению и развитию бизнеса компаний.
Респондентам были заданы следующие десять вопросов:
1. Основной бизнес компании.
2. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить в 2010 г.?
3. Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого в логистической системе компании?
4. Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.?
5. Прогнозируется ли изменение объема товаропотока компании в 2011 г.?
6. Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?
7. Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов (или увеличить их использование) в 2011 году?
8. Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?
9. Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?
10. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании вам предстоит решить в 2011-2012 гг.?
В ежегодном исследовании приняли участие руководители и сотрудники сорока семи компаний из различных отраслей экономики (рис. 1):
Рис. 1. Компании-участницы исследования
Наиболее активными респондентами были представители компаний из отраслей розничной торговли (20%), автокомпонентов и логистики (по 13%), FMCG (11%) (рис. 2).
Рис. 2. Основной бизнес компаний
Ключевая задача, которую решали компании-респонденты в 2010 году - это оптимизация затрат на логистику (43%) (рис. 3). При снижении затрат на логистику компании обращали внимание на поддержание продаж и текущего уровня качества клиентского сервиса. Компании также поддерживали баланс между затратами на различные виды операций, связанных с закупками, транспортировкой, складированием, управлением запасами, дистрибуцией и другими логистическими функциями, включая управление логистическим персоналом.
Рис. 3. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить в 2010 г.?
Вторая по приоритетности задача – повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (23%). Удовлетворенность клиентов способствует росту продаж за счет увеличения объемов закупаемых товаров и услуг. Довольные клиенты также более терпимо относятся к относительно более высокому уровню цен на товары и услуги. Большинство компаний-респондентов используют показатели эффективности (KPI) для измерения качества сервиса.
Исследование также показало, что в 2010 году компании фокусировались на создании объектов собственной логистической инфраструктуры (10%). Честно говоря, это является неожиданным выводом. Для современной экономики, напротив, характерна передача логистических функций в аутсорсинг.
59% респондентов отметили увеличение численности персонала, занятого в логистике компаний, в среднем на 30% (рис. 4, 5). Причины: 1) постепенный, но неуклонный рост объемов операций в 2010 году по сравнению с объемами 2009 года; 2) необходимость первоочередного обеспечения занятости своего штатного персонала при падении объемов загрузки. Многие компании-респонденты выбрали стратегию удержания компетентного персонала в ожидании подъема экономики в регионе, стране и в мире.
Рис. 4-5. Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого в логистической системе компании?
В то же время 41% опрошенных отметили сокращение численности персонала, занятого в логистике компании, в среднем на 21%. Как известно, затраты на ФОТ составляют значительную долю в общих затратах компаний.
Подавляющее большинство опрошенных – почти 90% респондентов, отметили увеличение объема товарного потока в 2010 году относительно девятого года в среднем на 35% (рис. 6-7).
Рис. 6-7. Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.?
Примерно такое же количество респондентов – 92% - прогнозируют сохранение динамики роста объема товаропотока компаний в 2011 году – в среднем на 28% (рис. 8-9).
Рис. 8-9. Прогнозируется ли изменение объема товаропотока компании в 2011 г.?
Существенно мала доля респондентов – 8%, прогнозирующих сокращение объема товаропотока в среднем на 16%.
Ответы на вопрос «как изменились затраты на логистику в компании в 2010 году?» распределились следующим образом (рис. 10):
• 62% респондентов отметили рост затрат на логистику компаний пропорционально товарообороту, а
• 28% - сокращение данных затрат.
Рис. 10. Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?
Неожиданный ответ для логистических компаний - 60% респондентов не планируют использовать услуги логистических операторов в 2011 году (рис. 11). Одна из причин – неспособность большинства российских 3PL операторов обеспечить требуемый уровень комплексного и качественного логистического обслуживания (особенно в регионах).
Рис. 11. Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов (или увеличить их использование) в 2011 г.?
Только 21% респондентов подтвердили свое желание увеличить использование услуг логистических компаний.
19% респондентов планируют начать использование услуг логистического аутсорсинга.
Половина респондентов – 51% - признают важность инноваций и технологий в логистике, но планируют заняться этой работой в среднесрочной перспективе (рис. 12).
Рис. 12. Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?
38% респондентов уже применяют инновационные решения в своей практике.
Врезка. Инновационные решения и технологии в логистике:
• Сотрудничество/партнерство в цепях поставок.
• RFID. GPS. SCOR. ССП.
• Тиражирование лучшей практики вдоль цепочек поставок.
• Продукты/услуги добавленной стоимости.
• Мотивация с учетом результатов цепочки поставок.
• Непрерывное улучшение операций.
• Обучение/развитие персонала. Компетентные сотрудники.
• Проектное/процессное /матричноеуправление. Процессные команды.
• Прямые отгрузки, минуя склады. Сокращение логистического цикла.
• Управление рисками. Безопасность цепочек поставок.
• Стандарты сервиса. SLA. Предварительное информирование. ECR.
• Интеграция/совместимость информационных систем/ИТ.
• Обмен информацией/данными.
• Аутсорсинг. 3PL. Контрактная логистика.
• Мониторинг цепочек поставок. Бенчмаркинг.
• Совместимость корпоративных культур.
• Прозрачное управление потоками операций.
• Производительность/эффективность.
• Синхронизация целей клиента/поставщика.
• Центр коллективного обслуживания (Shared Service Centre).
• Центр знаний (Know How Centre).• Масштабируемость. Стандартизированные процессы.
• Центр компетенций (Centre of Competence). Специализация.
• Кросс-докинг. Консолидация складов.
В результате обобщения ответов на вопрос «какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?», в перечень «top 5» вошли (рис. 13):
1. Внедрение инновационных решений, систем и технологий.
2. Лучшее управление персоналом и мотивация персонала.
3. Эффективное управление цепочками поставок.
4. Повышение эффективности складской логистики и
5. Сокращение затрат на логистику.
Рис. 13. Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?
На рис. представлена структура данных ответов.
Рис. 14-18. Структура способов оптимизации логистических процессовВ «Top 3» ключевых задач, которые планируют решать компании-респонденты в 2011-2012 годах, вошли следующие задачи:
1) Повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (38%).
2) Оптимизация затрат на логистику (32%) и
3) Создание объектов собственной логистической инфраструктуры (11%).
Рис. 19. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании вам предстоит решить в 2011-2012 гг.?
На рис. 20 вы можете увидеть, как поменялись приоритеты задач в 2010 и в последующие годы.
Главный фокус – на повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (38%).
Рис. 20. Проблемы/зада и в логистической системе компании в 2010 и 2011-2012 гг.
Выводы исследования:
1. Фокусируйтесь на поддержании текущего уровня и повышении качества обслуживания клиентов.2. Оптимизируйте логистические затраты на всем протяжении цепочек поставок.3. Повышайте эффективность операций и производительность персонала/ресурсов.4. Мотивируйте компетентный персонал на улучшение операционных и финансовых показателей на всем протяжении цепочек поставок.