Логистические компании на рынке доставки автозапчастей
По оценке директора департамента по развитию логистической компании STS Logistics Дениса Залевского, общий объем российского рынка поставок автозапчастей превышает 1 млрд. долларов в год. При этом в основном запчасти доставляются автомобильным транспортом. "Почти все автопроизводители хотят, чтобы срок доставки запчастей с момента их заказа составлял не более семи дней, - сказал он. - Хотя в реальности обычно он доходит до десяти дней. Морским путем получается все равно дольше - около двух недель". Железная дорога практически не используется.
По словам PR-менеджера Ford в России Екатерины Кулиненко, автовозы в отличие от железной дороги в большей степени гарантируют соблюдение сроков доставки. Авиационный транспорт используется при необходимости срочной доставки. По словам Дениса Залевского, компании, осуществляющие авиадоставку, обещают привезти груз за три дня. В реальности они это делают за пять. Автомобильному транспорту для этого необходимы две недели.
По его оценке, 60% объема рынка составляют официальные поставки запчастей через представительства автопроизводителей. В большинстве случаев они поручают доставку крупным международным логистическим компаниям. Часто, говорит Денис Залевский, автопроизводители заключают несколько глобальных контрактов, так как автопроизводитель старается предусмотреть дублирующие схемы, чтобы подстраховаться от случайностей или учесть региональную специфику. Например, у BMW заключен глобальный контракт с Panalpina. Однако в России доставкой запчастей занимается само представительство компании. В начале 90-х, когда оно только открылось, не было логистических компаний, которые могли бы предоставить такой сервис, сказал Денис Залевский. Между тем, добавил он, BMW планирует отдать доставку запчастей на аутсорсинг и провести для этого конкурс. "Большинство подобных серьезных решений принимается в Европе: все российские офисы автопроизводителей подчинены европейским штаб-квартирам, - сказал Денис Залевский. - Соответственно, конкурсы проводятся также в Европе, на них всегда присутствуют крупные западные компании, которые и получают преимущество". По словам Дениса Залевского, крупными игроками на рынке доставки запчастей являются компании Schenker, Caterpillar Logistics (предоставляет логистические услуги Hyundai Mobis - производителю запчастей Hyundai и Kia), а также TNT и DHL.
Практически у всех азиатских автопроизводителей европейские распределительные центры расположены в Бельгии и Нидерландах. По его словам, это обусловлено тесными связями японцев и голландцев, удачным расположением Бельгии и Нидерландов на побережье Северного моря, а также благоприятным режимом, который установили эти страны для транзитных перевозок. "В Нидерландах транзит - одна из главных отраслей экономики государства", - добавил он. Тем не менее, по прогнозам Дениса Залевского, в ближайшие годы все автопроизводители будут строить распределительные центры в России.
Пока не существует универсальной компании, которая предоставляла бы полный сервис: привозила запчасти, осуществляла их таможенную очистку, хранила и доставляла дилерам. "Теоретически эту функцию могла бы выполнять Национальная логистическая компания, но этот бизнес очень специфичен. Если бы не было сложностей с таможенным оформлением, он был бы лакомым кусочком", - заявил Денис Залевский.
Обычно, по словам Дениса Залевского, автопроизводители разбивают весь процесс на этапы и устраивают на каждый из них отдельный тендер. Например, транспортировку до московского центрального склада запчастей для компании Ford осуществляет компания Schenker, которая активно работает на Ford в Европе. Растаможиванием занимается STS Logistics, а складским хранением - американская компания Tablogix. По словам Дениса Залевского, обслуживанием центрального склада запчастей Volkswagen в Сергиевом Посаде Московской области и доставкой на него запчастей занимается компания Revival Express. Как сообщил "Гудку" источник в компании Revival Express, с июня обслуживание потребностей Volkswagen перейдет к DHL.
По словам Дениса Залевского, складское хранение автозапчастей тоже имеет свою специфику. Там сложная система входного контроля, одновременно хранятся товары разных видов, есть проблема идентификации и сложности в упаковке. "Даже просто распечатка таможенной декларации занимает два часа: у нее 30 - 50 дополнительных листов", - говорит Денис Залевский.
Еще 40% общего объема рынка запчастей составляет так называемый "серый" импорт, когда сами дилеры закупают запчасти на европейских складах автопроизводителей и ввозят в страну. При этом за счет используемых ими схем оптимизации - в частности, занижения таможенной стоимости деталей - ввоз запчастей обходится дешевле. Денис Залевский предположил, что автопроизводители закрывают глаза на такой импорт, так как сами не могут удовлетворить потребности рынка.
До недавнего времени все дилеры сами возили запчасти. В частности, Ford открыл центральный склад запчастей в Москве (на который централизованно осуществляются поставки запчастей и откуда дилеры заказывают запчасти) только прошлой весной. Поэтому у дилеров собственные склады, с помощью которых они обслуживают собственные потребности, предположил Денис Залевский.
Тем не менее он считает этот бизнес перспективным. "Рынок растет в объемах не менее чем на 30% в год. Я надеюсь, что мы захватим этот кусок рынка и станем одним из основных провайдеров. У нас уже есть два клиента - Ford и Nissan, и мы будем привлекать новых", - заявил Денис Залевский.
По словам Дениса Залевского, на коротком плече железная дорога не может обеспечить нужные сроки доставки, поэтому этим видом транспорта STS Logistics планирует пользоваться только для доставки запчастей в удаленные пункты назначения, находящиеся от Москвы дальше, чем Новосибирск.