Деловая игра «LOGICSTORE»
Описание интерактивных форм проведения практических занятий (деловых игр)
Использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий является одним из условий обеспечения высокого качества среднего профессионального образования. Многолетний опыт реализации образовательных программ показывает, что наиболее эффективными инструментами формирования и развития профессиональных компетенций являются занятия в форме деловых игр.
В ходе игр демонстрируются типовые проблемы и взаимосвязи в логистике, а также наиболее эффективные концепции, методы и технологии. В зависимости от исходных данных, формируемых на основе статистической информации российских и зарубежных предприятий, участники сравнивают внедрение концепций JIT и KANBAN, принимают решение о целесообразности внедрения той или иной концепции с учетом специфики и параметров товарного потока конкретной компании.
Активное использование в деловых играх методов АВС, XYZ и DEF-анализа позволяет участникам применять отработанные навыки в своей ежедневной управленческой работе по нормированию запасов, оптимизации расположения продукции на складе и др. Моделирование применения различных технологий (совокупность технических средств и методов работы с ними по обработке материальных потоков) во внутрипроизводственных системах позволяет избежать ошибок в процессе их интеграции между собой и эффективно внедрять с учетом исходной топологии. Участие в деловых играх позволяет преодолеть барьеры, связанные с узким функциональным мышлением сотрудников в отдельных подразделениях предприятия, тренировать способности к решению проблем, развивать командную работу.
К особенностям деловых игр, реализуемых Координационным советом по логистике, относятся:
˗ отличная осязаемость, достигаемая благодаря специально разработанным двух и трехмерным физическим моделям;
˗ целостный подход;
˗ ориентация на практику - ориентация на действие;
˗ ориентация на функции - ориентация на процессы.
Эффективность реализуемых игр обусловлена модульным построением и гибким подходом в отношении задач обучающихся. Игроки сами являются производителями знаний, а не только их получателями. В ходе игр создаются возможности по выработке знаний самими обучающимися на основе их профессионального опыта. Переменная последовательность теоретической и практической частей позволяет одновременно систематизировать знания и развивать компетенции участников.
Обучающиеся выполняют важные функции промышленного предприятия (например, закупки, изготовление компонентов, сборка, отправка, сбыт), его клиентов и поставщиков и последовательно улучшают заданную первоначально ситуацию предприятия. Происходит знакомство с эффективностью и условиями применения различных мер по улучшению, ведущее к их прочному пониманию и способности применения на практике (рис.1).
Рис. 1. Передача знаний в деловой игре
Цель занятия с применением элементов деловой игры состоит в том, чтобы показать обучающимся как, благодаря мерам организации процесса и управления, можно повысить производительность: оптимизировать длительность производственного цикла, увеличить продуктивность, обеспечить соблюдение сроков поставок клиентам, снизить запасы и затраты.
Наряду с узнаванием и пониманием типовых процессов, взаимозависимостей и требований в логистике, изучением современных логистических концепций и методов деловые игры преследуют и другие цели. Они помогают в устранении препятствий на пути признания сотрудниками планирующихся на предприятии изменений. Участники, формируют умения решать профессиональные задачи, повышают свои организаторские способности, развивают способность работать в команде и действовать в конфликтных ситуациях. Особенностью реализуемых деловых игр является их модульная структура с возможностью адаптации к использованию в различных сферах экономики.
Деловая игра «LOGICSTORE» позволяет за короткий период времени, в условиях максимально приближенных к практике изучить методологию Supply Chain Management (SCM).
В этой деловой игре, как и в работе тесно переплетаются финансовые, маркетинговые, производственные и логистические составляющие решений при управлении цепями поставок.
Участники игры в командах руководят подразделениями компании (склад, транспорт, закупки, производство, поставки и др.), выстраивая в течение нескольких раундов оптимальную логистическую цепочку, оптимизируя процессы и разрабатывая решения по управлению цепями поставок.
Участники также знакомятся с причинами и последствиями «эффекта хлыста» («Bullwhip-Effect»), разрабатывают контрмеры по минимизации негативных последствий, создаваемых несогласованностью действий участников в цепях поставок. В период проведения игры участники приобретают и развивают компетенции, которые позволяют:
˗ снижать длительность производственно-логистического цикла, величину запасов и расходов;
˗ повышать степень удовлетворенности получателей;
˗ внедрять логистические контуры регулирования в цепочки поставок;
˗ управлять изменениями;
˗ синхронизировать процессы в цепях поставок;
˗ эффективно управлять материальными и информационными потоками.
Немаловажным аспектом в игре является детальное изучение механизма включения клиентов и поставщиков в цепочку создания добавленной стоимости.
Наибольший эффект при проведении игры достигается посредством организации двух команд, играющих параллельно (конкурирующие цепи поставок). Опыт проведения игры в данном формате показывает, что степень вовлеченности участников и их мотивация становится существенно выше, а в конечном итоге команды понимают одну из главных идей методологии SCM, заключающуюся в том, что сегодня конкурируют не компании, а цепи поставок.
Схема взаимодействия в деловой игре, движение материального и информационного потоков, представлена на рис. 2.
Рис. 2. Структура деловой игры «LOGICSTORE»
Пример деловой игры «LOGICSTORE» (фрагмент видео с самостоятельной работой участников игры) https://yadi.sk/d/-TWgWJyrEQRjC
фрагмент видео с обсуждением участниками первого раунда https://yadi.sk/d/sZ1V_feFEQRVN
Мы будем рады ответить на дополнительные вопросы и помочь Вам в проведении обучения:
Василий Демин +7(495)763-91-95 demin@ec-logistics.ru