На крупных складских комплексах технологии штрихового кодирования используются давно. Стоит ли их внедрять на небольшом складе?
ДИЛЕММА
Увеличивающееся разнообразие товаров, ставшее приметой последних лет, поставило перед выбором не только крупные магазины, но и склады, работающие с широким товарным ассортиментом. Многим из них на определенном этапе приходится решать, продолжать работать по старому, пусть и с помощью электронных систем, или переходить к контролю и учету товаров на основе систем штрихового кодирования.
Ниже рассматриваются некоторые аспекты штрих-кодирования, которые, надеюсь, помогут специалистам по логистике различных предприятий и складов принять решение о том, стоит ли использовать эту технологию для указанных целей. В случае положительного ответа на этот вопрос, следует ответить и на другие: печатать ли штриховой код непосредственно на упаковке товаров или на отдельных этикетках, наклеивать эти этикетки на все или лишь на некоторые упаковки, менять ли систему учета при внедрении штрихового кодирования и т. д.
АНАТОМИЯ ШТРИХ-КОДА
Штриховой код - это графическое изображение цифрового номера товара в виде, пригодном для автоматического считывания с помощью сканера. Современные программы, используемые на производстве, в торговле и на складах позволяют находить по цифровому коду товар в номенклатурных справочниках для дальнейшего проведения с ним учетных приходно-расходных операций.
Наибольшее распространение в настоящее время получила система EAN-13 международной неправительственной организации EAN International. В соответствии с этой системой товар кодируется 13 цифрами, из которых 12 полностью определяют товар, а 13-я является контрольной. По этой цифре при необходимости можно определить, действительно ли на упаковке товара стоит штрих-код, присвоенный данной организацией. Следует заметить, что наличие штрих-кода на товаре не является свидетельством того, что он сертифицирован на предмет соответствия его качества мировым стандартам. Штрих-код не содержит также информации о свойствах товара.
Штриховой код EAN-13 имеет следующую структуру:
- 3 цифры - код национальной организации, являющейся членом EAN International (например, 460-469 - «ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ»);
- 6 цифр - регистрационный номер предприятия, присвоенный национальной организацией;
- 3 цифры - порядковый номер продукции внутри предприятия;
- последняя 13-я цифра - это контрольное число.
Применяется следующий порядок вычисления контрольного числа:
- Все разряды нумеруются справа налево, начиная с контрольной цифры.
- Значения всех четных разрядов, начиная со 2-го справа, складываются.
- Полученная сумма умножается на 3.
- Значения всех нечетных разрядов, начиная с 3-го справа, складываются.
- Складываются результаты, полученные в пунктах 3 и 4.
Значение контрольного разряда - это наименьшее число, сумма которого с результатом, полученным в пункте 5, кратна 10.
Принцип присвоения кодов, используемых только внутри предприятия или торговой сети, отличается от принятого в ЮНИСКАН. Типичный пример кодов, принятых, например, в супермаркетах, представлен в таблице. Главное требование, которое должно быть выполнено в этом случае, заключается в том, чтобы код начинался с цифры 2. Она означает, что код предназначен для использования только на данном предприятии, складе, супермаркете.
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
Перед предприятиями, потребителями продукции которых в конечном итоге являются покупатели крупных магазинов и супермаркетов (особенно если речь идет о торговле за пределами России), рано или поздно возникает вопрос о необходимости вступления в организацию ЮНИСКАН с целью получения официальных кодов на свою продукцию. Формально получение кодов является бесплатным, но в действительности приходится платить вступительный взнос и ежегодные членские взносы порядка 300 долларов для организаций-членов «ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ». Кроме того, существуют и определенные временные затраты - до двух недель на получение кодов по заявке из 20 позиций.
Важным аспектом при поставке товаров со штриховыми кодами является то, что товар, упакованный в разные упаковки (по весу или количеству в упаковке), должен иметь отличающиеся штрих-коды. Например, бутылки с кока-колой емкостью 0,33 л и 0,5 л имеют разный код, бутылка кока-колы и упаковка с 6 бутылками кока-колы также должны иметь разный штрих-код (речь не идет о транспортной упаковке, кодируемой по системе EAN-14).
На российском сайте ассоциации ЮНИСКАН (www.ean.ru) дано определение видов упаковок: «Под единичной упаковкой понимают отдельную единицу товара, которая проходит через кассу (например, пачка сигарет). Под групповой упаковкой понимают объединение в единой таре группы единичных упаковок для продажи через кассу (например, блок сигарет)». Этот момент является очень важным. К сожалению, в системах учета товаров со штриховыми кодами в различных торговых сетях он порой не принимается во внимание. Встречаются случаи, когда на упаковку, например, с 20 единицами товара супермаркет просит не наносить штрих-код поставщика «во избежание путаницы», так как на каждом изделии внутри коробки имеется свой код. Иногда на коробку с теми же 20 изделиями заказчик товара просит поставщика нанести такой же штриховой код, как и на единичные изделия, находящиеся в коробке.
В договоре поставки следует перечислить все коды на единицы и групповые упаковки единиц товара, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы и не было поводов для предъявления штрафных санкций.
В моей практике неоднократно бывали случаи, когда не вся продукция поставщика, уже заказанная клиентами, имела штриховой код ЮНИСКАН. Можно предложить два временных выхода из данного положения, которые позволят не упустить заказы.
- 1. Нанести на первые поставляемые партии товара штрих-код клиента (большинство супермаркетов присваивают товарам свои внутренние коды), оговорив, что в дальнейшем, после получения кодов из ЮНИСКАН, товар будет поставляться с этими кодами.
- 2. Оплатить покупателю услуги по штрих-кодированию в случае согласия покупателя отгрузить продукцию без кодов. Некоторые супермаркеты идут на такой шаг, однако оценивают эти услуги очень дорого.
Для предприятий, выпускающих товары повседневного спроса, особенно если речь идет о расфасованном товаре, вопрос об использовании штрихового кодирования не стоит - штрих-коды печатаются непосредственно на упаковке или на этикетке товара, иначе он просто не появится в продаже в крупных магазинах. Обычно штрих-код наносится на упаковку еще на фабрике, которая ее поставляет.
По другому обстоит дело на предприятиях, выпускающих разнородную продукцию, которая упаковывается в одинаковые коробки. Достаточно часто на таких предприятиях обозначение артикула товара, находящегося в коробках, наносится специализированным принтером, не предназначенным для печати штрих-кодов. При этом нередко возникает необходимость отгружать некоторую часть продукции со штрих-кодами.
Наиболее простым решением в данном случае может быть покупка принтера для печати штрих-кодов на отдельных этикетках. Эти этикетки наклеиваются на коробки непосредственно перед отгрузкой конкретному потребителю, который работает только с продукцией, имеющей штриховой код. Стоимость подобных принтеров, имеющих разные возможности и производительность, колеблется в пределах от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов.
Стоимость этикетки со штрих-кодом может достигать 30-40 копеек в зависимости от ее размера, качества материала, из которого она сделана и вида печати. Так, в частности, термотрансферная печать позволяет достаточно долго сохранять считываемое изображение штрих-кода при хранении товара в условиях минусовых температур или при непосредственном воздействии прямого солнечного света.
ШТРИХ-КОДИРОВАНИЕ НА СКЛАДЕ
Использование штрих-кодирования на складах с большим количеством позиций и хорошим оборотом является, безусловно, целесообразным, особенно, если речь идет о товарах, схожих по внешнему виду, но отличающихся, например, по фасонам или размерам, не говоря уже о фасованных продовольственных товарах. Основным результатом введения штрих-кодирования является значительное снижение пересортицы и повышение скорости оформления расходных документов при отгрузке товара со склада. Существенно ускоряется проведение инвентаризаций с помощью сканера с радиочастотным терминалом, поскольку отпадает необходимость вручную переписывать каждую позицию, находящуюся на складе.
Если код товара занесен в номенклатурный справочник склада, значительно повышается скорость приемки грузов. Создание приходной накладной сводится фактически к сканированию штрих-кодов принимаемых на склад товаров. Исчезает необходимость вести долгий поиск в справочнике каждого товара и заносить его в накладную. Такая практика распространена сейчас достаточно широко, например многие отделы приемки супермаркетов работают по этому принципу.
Другое дело, если товары при поступлении на склад не имеют штрих-кодов. Здесь в силу вступает правило: чтобы сэкономить много времени, надо его сначала немного потратить. Принципиально важно, чтобы этикетки со штрих-кодами наклеивались на товар до раскладки в зоне хранения. Этот процесс должен быть четко налажен. Нужно избегать соблазна одномоментной выгоды - «мы только разок отпустим товар без штрих-кода, вот клиент ждет». Известно, к чему порой приводят благие намерения: ситуация будет повторяться раз за разом. Стоило ли тогда тратить деньги на дорогой принтер, сканеры, расходные материалы.
При печати этикеток желательно, чтобы на них помимо штрих-кода размещалась дополнительная информация о товаре, хотя бы обозначение артикула. Если указаны еще и отличительные особенности товара (например, «пиджак син. р. 52»), это существенно облегчает работу при наклейке этикеток. Только в этот момент может зародиться пересортица из-за неправильной наклейки штрих-кодов, потом ее просто не будет. Во многих складских программах, в частности в последних версиях 1С, предусмотрена возможность нанесения дополнительной информации на этикетки со штрих-кодами. Эта возможность, которая реализуется обычно программистами или администраторами, становится особенно актуальной, когда для наклейки этикеток используется привлеченный со стороны персонал. Наклейка должна проводиться под руководством опытного и ответственного кладовщика, хотя гораздо лучше, конечно, использовать свой персонал. По крайней мере потом, в случае выявления ошибок, есть с кого спросить.
Усилия, потраченные на нанесение штрих-кода, обычно с лихвой окупаются при отпуске товара со склада. Товар, собранный отборщиком по маршрутной карте, перепроверяется кладовщиком с помощью сканера за короткий промежуток времени. При этом параллельно формируется расходная накладная. Некоторые склады, хранящие товары только со штрих-кодами, позволяют себе запускать на склад клиентов, чтобы они сами выбирали себе товар, как в магазине самообслуживания.
Нужно отметить, что вышесказанное относится к складам с большим оборотом, когда важно быстро и без пересортицы собрать заказ из многих позиций. Даже в крупных организациях, не говоря уже о складах среднего и малого масштаба, следует оценивать затраты на персонал для наклеивания штрих-кодов, сканеры, расходные материалы, принтер, а точнее, два принтера (практика показывает, что поломка оборудования такого рода частично, а иногда и полностью парализует работу склада на приемке, ведь к хорошему привыкаешь быстро). Предполагаемые затраты нужно сопоставить с ожидаемым эффектом от внедрения штрих-кодирования. Есть смысл пояснить на примере, во что обходится штрих-кодирование.
СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ? |
В данном примере мы не учитываем возможные затраты на оплату труда стороннего персонала, например программистов. Допустим, со склада ежедневно отгружается 1500 единиц товара. Склад работает 300 дней в году. Расход этикеток за год: 1500 х 300 = 450 000 шт. Технические потери при печати и наклеивании этикеток - 3%. 0,03 х 450 000 =13 500 шт. Итого 450 000 + 13 500 = 463 500 шт. Стоимость одной этикетки размером 20 х 60 мм с термотрансферной лентой составляет примерно 10 копеек. Расход на этикетки: 463 500 х 0,1 = 46 350 руб. При таком объеме на наклейке этикеток должно быть задействовано не менее двух человек с зарплатой, предположим, 9000 рублей. 9000 х 2 х 12 = 216 000 руб. Стоимость далеко не самого дорогого принтера Zebra 105SL в настоящий момент составляет около 70 тыс. рублей (забудем на время, что желательно приобрести 2 принтера). Предположим, что он прослужит 5 лет. Годовая амортизация: 70 000 : 5 = 14 000 руб. Три сканера по 2500 руб. - это еще 7500 руб. При 3-летнем сроке службы амортизация составит: 7 500 : 3 = 2500 руб. Что в итоге? Общие затраты в год на штрих-кодирование составляют: 46 350 + 216 000 + 14 000 + 2500 = 278 850 руб. Оказывается, что доля распределенных затрат на принтер составляет всего 5%. Не случайно некоторые западные поставщики оборудования и расходных материалов для печати штрих-кодов, заключая договор, дают своим клиентам принтеры бесплатно при условии, что расходные материалы они будут брать только у них. Имеет смысл оценить, превышают ли ежегодные потери от пересортицы эту сумму, «отобьется» ли она за счет большей пропускной способности склада на выходе? Данный вопрос особенно важен в том случае, если на отгрузке часто образуются очереди. Понятно, что аренда, коммунальные платежи, зарплата остального персонала многократно превышают сумму, которую можно сэкономить, однако сумма эта тоже может быть очень значительной. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безусловно, технологии штрих-кодирования уже настолько вошли в нашу повседневную жизнь и настолько широко распространены сейчас, что вопрос, внедрять их или нет на многих крупных предприятиях и в торговых сетях уже не стоит. Производители, желающие, чтобы их продукция реализовывалась через эти торговые сети, также будут вынуждены его ввести. Даже не очень крупные склады с большим товарным ассортиментом рано или поздно тоже придут к этому. Что же касается небольших складов, многие из которых входят в состав различных предприятий, то здесь внедрение технологий штрих-кодирования будет зависеть не только от разнообразия ассортимента, но и от того, насколько широко эти технологии распространены на всем предприятии.