- Алексей, расскажите, пожалуйста, что представляет собой распределительный центр? В чем его отличие от производственного или торгового склада?
- Если отвечать кратко, то основные отличия между всеми типами складов заключаются в особенностях внутренних производственных процессов, продиктованных предназначением склада. Не правда ли, не самое исчерпывающее определение? Поэтому предлагаю разобраться подробнее.
На сегодняшний день основной тип распределительного центра (РЦ) - это РЦ торговой сети, необходимость в котором у торговой сети среднего масштаба, как правило, возникает при переходе от децентрализованной схемы снабжения к централизованной. Если в прежних условиях все магазины напрямую работали с поставщиками, самостоятельно дозаказывая товар, то по новой схеме все заказы магазинов собираются воедино в центральном офисе, корректируются и уже в виде сводной заявки отсылаются поставщикам. В свою очередь и поставщики работают только со складом-распределителем.
Первоочередная задача РЦ - аккумулирование и распределение продукции поставщиков. РЦ обеспечивает также комплектацию заказов для магазинов и организацию их оперативной доставки по заранее согласованному графику.
Таким образом, четко выделяются три функции РЦ: обработка поставок, комплектация заказов по магазинам и организация отгрузки в соответствии с принятым графиком поставки.
Иногда под распределительными центрами называют склад, используемый компанией для снабжения близлежащих региональных подразделений.
Поставки товаров с производства на склад готовой продукции продиктованы скорее спросом на ту или иную продукцию, а не стабильным графиком поставки/отгрузки. Соответственно и потребность в планировании работы склада в таких условиях не столь актуальна, как в РЦ.
Работа коммерческого склада полностью определяется действиями и потребностями его клиентов, а также обязательствами, прописанными в заключенном договоре.
- Что представлял собой распределительный центр лет пять назад?
- В недалеком прошлом в нашей стране такие структуры существовали только у очень небольшого числа крупных компаний. И это легко объяснимо. Ведь использование децентрализованной схемы поставок куда проще. Но только до определенного уровня развития компании. Когда же на первый план выходят оперативность управления ассортиментом и строгая ритмичность поставок в заметно разросшейся сети сбыта, то возникает острая необходимость в организации РЦ. Это серьезный шаг в развитии компании, требующий ощутимых затрат на содержание и обеспечение деятельности такого центра.
- А есть ли какие-то критерии, по которым можно судить о готовности компании к такому шагу?
- В разных компаниях они разные. Однако, основываясь на известных мне фактах, могу предположить, что обычно потребность в РЦ появляется при увеличении количества розничных точек до 30-40.
- Вы сказали, что пять лет назад распределительных центров было очень мало. Сейчас их число постоянно увеличивается. Можно ли оценивать такой рост как общую тенденцию?
- Полагаю, да, хотя с уверенностью я могу судить только о состоянии дел в сегменте розничных торговых сетей, выход которых на достаточно высокий уровень развития, можно сказать, вынуждает открывать РЦ.
- Какие тенденции в деятельности РЦ вы еще могли бы отметить?
- Если говорить об РЦ торговой сети, то здесь наблюдается устойчивая тенденция к увеличению доли ассортимента, проходящего через РЦ, то есть к сокращению числа транзакций между поставщиком и розничной точкой. Конечно, мало кто в силу торговой специфики может организовать стопроцентное прохождение ассортимента через РЦ, но повысить этот процент стремятся все.
- А что вы можете сказать о развитии региональных распределительных центров?
- Да, они появляются, но это пока что единичные случаи, поскольку организация таких РЦ под силу лишь крупным компаниям.
Надо понять, что практически все, о чем мы говорим, ограничено рамками региона, области, в крайнем случае - нескольких областей. Это ограничение связано с общим уровнем развития сетевого бизнеса в России. В данном случае сравнение с Европой или Северной Америкой, на мой взгляд, будет не совсем уместным, так как там схемы развития и распределения другие, расстояния (если говорить о Европе) значительно меньше, состояние транспортной инфраструктуры намного лучше, а значит, и условия использования аутсорсинга более благоприятны.
- Можно ли отметить какие-то общие моменты в организационной структуре и схемах работы различных РЦ?
- Вероятно можно обрисовать общую структуру. Например, отдел закупок предприятия взаимодействует с компаниями-поставщиками, отвечая за входящий товарный поток, а розничные подразделения, напротив, определяют объем исходящего потока. Работа контрольных и смежных отделов заключается в отслеживании сохранности и целостности принятого груза на всем протяжении его пути, от приемки до конечной точки реализации.
Но это очень общее представление. В реальной практике эта модель обрастает большим количеством нюансов, а регламент работы и график поставок целиком зависят от сферы деятельности фирмы, числа и расположения торговых точек, поставленных задач, профессионализма сотрудников и множества других факторов.
- В таком случае, можно ли систематизировать технологическую составляющую работы РЦ?
- Можно и, как мне кажется, нужно, потому что при устройстве РЦ ставится задача строгой схематизации всех операций. И хотя сценарии выполнения отдельных технологических шагов могут отличаться, среди них можно выделить: распределение должностных обязанностей, планирование и ведение графика доставок и приемки товара, формирование комплектации заказов, учет текущих товарных остатков, организацию временного внутрискладского хранения собранных заказов, а также контроль отправки.
- Насколько типичны сложности, возникающие в работе разных РЦ?
- Все проблемы, как правило, связаны с нарушением графика и действительно носят преимущественно типичный характер. Например, если склад не успевает согласно графику доставок подготовить товары, то это проблема организации работы РЦ. Другое дело, если страховой запас РЦ в результате сбоя поставок не может обеспечить определенного резерва по времени. Это уже проблема управления товарными запасами, напрямую к РЦ не относящаяся.
- Какое место РЦ занимает в цепи поставок?
- Отвечу почти определением: РЦ - это звено цепи поставок, выполняющее две важные задачи: обеспечение бесперебойного снабжения потребителя и поддержание определенного страхового запаса.
Хорошо поставленная работа РЦ позволяет снизить общие издержки в цепи поставок. При этом в той или иной степени можно гарантировать бесперебойность поставок в магазины, а также снижение транспортных издержек и совокупных затрат на отслеживание потока данных в информационной системе предприятия. Не стоит забывать и о сокращении числа проблемных ситуаций, связанных с недостачей, порчей или воровством товара, поскольку при централизованной схеме поставок проследить путь движения какого бы то ни было товара с детальным описанием его состояния на каждом этапе куда как проще, чем в длинной цепи внешних поставщиков.
- Необходима ли автоматизация работы РЦ?
- Полноценная работа склада - это совокупность множества факторов и нюансов, которые, конечно же, проще учитывать и отслеживать с помощью единой автоматизированной системы. Но внедрение системы автоматизации на складе само по себе не является панацеей: чтобы что-то автоматизировать, это что-то необходимо привести к общему знаменателю. На мой взгляд, следует придерживаться следующей очередности: сначала нужно наладить технологические и бизнес-процессы и только потом, в рамках отлаженных процессов, применять те или иные средства автоматизации. Изначально стоит обратить внимание на прорабатывание технологических моментов, связанных с выбором и обустройством складского помещения и оборудования. Затем нужно составить должностные инструкции и график работы склада. Это поможет ответить на ряд вопросов по организации хранения и обработки товара. Только после этого можно принимать решение о необходимости автоматизации.
- При столь серьезных требованиях может ли автоматизация стать общей тенденцией для РЦ?
- Да. Автоматизация - это очередная ступень в развитии РЦ. В любом случае средства автоматизации будут все активней внедряться при возрастании исходящих и входящих грузопотоков и соответственно увеличения числа транзакций, осуществляемых за единицу времени. При этом вовсе не обязательно использовать масштабные системы. Можно применять отдельные элементы автоматизации, ускоряющие и упрощающие выполнение конкретных операций. Здесь разумно следовать принципу достаточности.
- Есть ли какие-то обязательные к исполнению процессы в системах автоматизации?
- Сказать однозначно, в каком виде и с каким набором функций должна быть представлена система, я не возьмусь. Но функционально она должна поддерживать: учет и адресацию размещения товара на складе, автоматизацию процесса отбора и размещения, управление складскими ресурсами и оборудованием. Необходима также фиксация недостач, брака, порчи и воровства. Это уменьшает возможность разного рода потерь товара в пределах склада. При работе с продуктами питания возникает потребность в учете срока годности и дополнительных параметров хранения.
Желательно, чтобы в системе была реализована функция планирования складских операций. Это позволит начальнику склада оперативно планировать работу подчиненных.
- То есть он сможет в автоматическом режиме получать информацию о поступлении или необходимости отгрузки товара?
- Почти. Руководитель получает развернутое предуведомление о всех операциях, которые нужно выполнить. На основании этой информации он имеет возможность спланировать или оптимизировать как работу своей смены, так и регламент работы склада.
- Какие изменения в логистике фирмы могут напрямую повлиять на работу РЦ?
- Только представьте себе такой идеальный вариант: поставщики выполняют свои поставки точно в срок и в полном объеме. Значит компания может отказаться от поддержания страхового запаса на складе, сократить затраты на поддержание складских помещений, а сам склад перевести в режим кросс-докинга - товар пришел и в течение короткого срока ушел к потребителям. Это в свою очередь позволит отказаться от некоторого оборудования или, например, высотных стеллажей и сосредоточить свои усилия на комплектации исходящего товара. Это практически недостижимая мечта. В реальности же поставщики не столь пунктуальны и добросовестны, как того хотелось бы. Это вынуждает компанию подстраховываться и содержать резервный запас продукции.
Возможна и иная логика работы склада, когда клиентам обещают, что их заказ будет доставлен, например, спустя пять часов после передачи заявки. Это работа от заявки клиента. В данном случае не учитывается равномерность и объем товаропотока, но этот сценарий не характерен для «классического» РЦ.
Другое дело, когда клиенты подразделяются на группы, после чего составляется график поставок. В этом случае все внутрискладские процессы выполняются в соответствии с графиком, в котором четко выделены фазы сбора заказов, их отправки и т. д.
В общем существует немало возможных решений по организации работы склада, зависящих от внутренних условий, внешних требований и доступности технологий.