Основу роста ВРП в Краснодарском крае составляет продукция агропромышленного комплекса (АПК). В структуре промышленного производства региона пищевая промышленность составляет 45% АПК (в среднем по России этот показатель составляет 11%). Последние пять лет АПК Краснодарского края, как и другие отрасли промышленности региона, демонстрирует устойчивую динамику роста. В первую очередь именно это стимулирует развитие краевой транспортно-логистической инфраструктуры. Вторым важным фактором ее развития является и то, что на территории Краснодарского края расположен естественный монополист - порт Новороссийск. Постоянный и стабильный объем работ порта позволяет вкладывать деньги не только в развитие, но и в соответствующую инфраструктуру. Сейчас руководство порта совместно с местной администрацией предпринимают шаги по комплексной модернизации транспортного узла Новороссийска: запланировано строительство новых автомобильных и железных дорог, логистических парков. Кроме этого предполагается развитие и вывод на международный уровень еще одного краевого порта - Тамань. Здесь идет создание новых подъездных путей, складских терминалов и обустройство акватории. По замыслу разработчиков к 2010 году порт сможет выполнять объем работ, который сделает его вторым по величине портом в России. Развитие портов привело к необходимости увеличения пропускной способности железных дорог. Для решения этой задачи к 2008 году планируется завершить строительство второго пути по ветке Волгоград-Котельниково-Сальск-Тихорецкая, что предполагает создание обслуживающих предприятий и необходимой инфраструктуры.
Последние пять лет АПК Краснодарского края, как и другие отрасли промышленности региона, демонстрирует устойчивую динамику роста |
ПОЛИТИКА ЛОЯЛЬНОСТИ
Первым губернатором Краснодарского края был избран Николай Кондратенко. Перед вновь избранным руководителем стояли задачи по формированию деятельности хозяйства в новых экономических условиях. Было найдено консервативное, но, как показало время, правильное решение. На региональный рынок почти не допускались инвесторы, за исключением оговоренного участия в деятельности местных предприятий. Весь имеющийся потенциал был направлен на развитие собственной промышленности. Выход компаний из других регионов на рынок Кубани был сопряжен с большими трудностями. Итогом этой политики стало формирование в крае конкурентоспособных предприятий. У них была возможность накопления опыта общения с российскими и иностранными бизнесменами и при этом они имели серьезную поддержку внутри своего края.
Физико-географическая справка о Краснорадском крае Краснодарский край - субъект Российской Федерации. Образован 13 сентября 1937 года. Центр края - город Краснодар. Территория края - 76 тыс. км2, протяженность с севера на юг - 370 км, с запада на восток - 375 км, по числу жителей край занимает третье место в России (население 5 125 221 человек (по данным переписи октября 2002 г.)), из них 53,47% городского и 46,53% сельского, плотность населения 67,4 чел/км2. Национальный состав населения достаточно разнообразен, но большинство жителей русские (86,56%). Административно край поделен на 45 районов. В состав также входят 14 городских районов, 15 городов краевого подчинения, 28 рабочих и курортных поселков. Протяженность границ Краснодарского края 1540 км, из них 740 км проходит по морю. По линии внутренних границ РФ проходит государственная граница России и Грузии, в составе Российской Федерации край граничит с Ростовской областью, Ставропольским краем, Адыгейской и Карачаево-Черкесской республиками. Также Краснодарский край входит в состав Южного Федерального округа и Северо-Кавказского экономического района. Одна часть Краснодарского края горная, расположена в западной части Большого Кавказа (высоты до 3663 м), другая - равнинная, на Кубано-Приазовской низменности (до 150 м). Черное и Азовское моря омывают территорию края с севера и запада. Климат умеренно континентальный и субтропический, со средними температурами: января - от -8 °C в горах (выше 2000 м), -4 °C на равнине, до +5 °C на побережьях Азовского и Черного морей; июля - +13 °C в горах, до +23 °C на равнине и побережье. Среднегодовое количество осадков от 400 до 3200 мм в год. Главная река Кубань, как и большинство рек региона, принадлежит бассейну Черного моря, часть рек впадает в бассейн Азовского моря. Судоходство на Кубани возможно от города Усть-Лабинска. Много мелких карстовых озер, а на Азовском побережье встречаются лиманы. Для орошения и борьбы с наводнениями в 1972-1975 годах было образовано Краснодарское водохранилище. Почвы в основном черноземные, в горах горно-лесные и горно-луговые. Равнинная степь края значительно окультурена. Леса расположены в горной части края - широколиственные (бук, дуб) и горные темнохвойные (ель, пихта). Для высокогорья характерны субальпийские и альпийские луга. Животный мир края весьма разнообразен. |
В 2000 году победу на губернаторских выборах одержал Александр Ткачев. Фактически, оказывая всевозможную поддержку, Кондратенко передал «ключи» от края своему приемнику. С приходом к власти новый губернатор «раскрыл» экономику края для внешних инвесторов. Зная о том, что предприятия региона достаточно сильны для того, чтобы выдержать конкуренцию, были предприняты шаги к выходу из самоизоляции. По прошествии пяти лет с уверенностью можно говорить, что эти шаги привели к росту экономики края. Этот рост, безусловно, отразился и на логистической отрасли.
Отчетливо осознавая необходимость привлечения инвестиций, депутаты краевого федерального собрания подготовили ряд законопроектов, призванных упростить выход инвесторов на внутренний рынок. С этой целью было принято два закона. Первый снизил налоговое бремя, а второй упростил процедуру регистрации предприятий и филиалов и уменьшил количество документов для статистической отчетности. Кроме того, администрацией края лоббируются два законопроекта на федеральном уровне. Принятие первого закона - закона о концессионных соглашениях - позволит привлечь инвесторов к строительству дорог к реконструируемому курорту «Красная Поляна». Этот же закон поможет решить проблему финансирования реконструкции аэропорта в Сочи. В более отдаленной перспективе он сможет увеличить темпы работ по созданию Новороссийского узла и проведению второй линии на железнодорожной ветке Волгоград-Новороссийск. Второй - закон о свободных экономических зонах - будет способствовать привлечению капитала в порт Тамань. Предполагается, что при этом возникнет значительный приток как иностранных, так и российских инвестиций.
ПУТИ СООБЩЕНИЯ
По данным отчета, выпущенного в 2004 году Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации (ФСГС России), Краснодарский край занимает 31-е место (322 км на 1000 км2) по густоте автодорог общего пользования с твердым покрытием и 10-е место (27,5 км на 1000 км2) по густоте железнодорожных путей общего пользования. Эти характеристики не меняются уже на протяжении последних 15 лет и на сегодняшний день не имеют тенденции роста.
Краснодарский край занимает 31-е место (322 км на 1000 км2) по густоте автодорог общего пользования с твердым покрытием и 10-е место (27,5 км на 1000 км2) по густоте железнодорожных путей общего пользования |
Автомобильные дороги имеют хорошее покрытие и приспособлены к эксплуатации в любое время года. Руководители предприятий дорожного сервиса тщательно следят за их качеством и состоянием. Регулярно обновляются дорожные знаки, разметка, выполняется текущий ремонт. Несмотря на это автодорог явно не хватает, и правительство Кубани прорабатывает различные проекты по строительству новых автотрасс. Перспективными с точки зрения строительства и модернизации являются:
- участки дорог, входящих в проект транспортного узла вокруг порта Новороссийск;
- автомагистраль до города-курорта Сочи (так как состояние имеющейся дороги не соответствует требованиям безопасности и комфорта);
- автодорога до горнолыжного курорта «Красная Поляна» (как часть проекта по развитию этого курорта);
- подъездные дороги к порту Тамань.
Железнодорожная сеть края развивается. Решение «окольцевать» Новороссийск железнодорожным поясом было принято на федеральном уровне. Оно обусловлено тем, что тупиковые ветки в порту не справляются с грузопотоком. Уровень технического состояния и обслуживания железных дорог не сильно отличается от других регионов. Улучшается уровень сервиса для пассажиров, обновляются системы автоматизации и сигнализации. Повышается качество дорожного полотна с целью увеличения скоростей и как следствие пропускной способности. Ведутся работы по строительству и совершенствованию подъездных путей к Таманскому порту. Кроме того, готовится прокладка второго пути для железнодорожной ветки Сальск-Тихорецк, остальной участок работ пролегает вне территории края.
Основными воздушными воротами региона является аэропорт «Пашковский» (Краснодар), этот аэропорт является международным. Важными узлами авиалиний являются аэропорты Сочи, Геленджика, Анапы. В летний период в этих аэропортах сосредотачивается основной поток авиапассажиров. Над территорией края пролегает ряд международных авиамаршрутов.
В состав водных путей входят и морские, и речные пути. Для каботажных перевозок используются акватории Азовского и Черного морей. Главные порты - Новороссийск, Туапсе, Сочи, Геленджик, Анапа, Ейск. Главная река - Кубань, судоходство начинается от Усть-Лабинска. Основная доля речных перевозок осуществляется по схеме «река-море». Важной составляющей речных путей является Краснодарское водохранилище. Основные речные порты - Темрюк, Краснодар и Усть-Лабинск. Ейск и Темрюк - основные портовые узлы, работающие по принципу «река-море».
Значительна доля магистральных трубопроводов. На территории края находятся и заканчиваются многие крупные трубопроводные пути. Здесь же расположены основные станции по перегрузке нефтепродуктов на морские суда.
Краснодарский край занимает 31-е место (322 км на 1000 км2) по густоте автодорог общего пользования с твердым покрытием и 10-е место (27,5 км на 1000 км2) по густоте железнодорожных путей общего пользования |
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Автотранспортная отрасль является ведущей в логистическом комплексе края. Протяженность автомобильных дорог по сравнению с 2003 годом уменьшилась на 10% и составила в 2004 году 27 453 км. Причины таких изменений - ряд стихийных бедствий, в результате которых часть дорог была разрушена. Основу автотранспортной отрасли края составляют междугородние грузоперевозки. Также важное значение имеют внутренние грузоперевозки и пассажирские перевозки. Объемы последних подвержены сезонным колебаниям, так как летом обслуживают рекреационный комплекс края.
В 2004 году грузооборот автомобильных предприятий вырос по сравнению с 1998 годом на 3% и составил 1,3 млрд тоннокилометров. Наблюдается снижение пассажирооборота в среднем на 250 млн пассажирокилометров в год. В 2004 году он составил 3368 млн пассажирокиломеров. Такая динамика обусловлена увеличением конкурентного давления на отрасль со стороны железной дороги (в последнее время железнодорожники значительно повысили уровень сервиса).
Как в целом по России, так и в Краснодарском крае в частности, значительная доля грузоперевозок находится под контролем мелких предприятий и частных лиц (так называемых частников). Это вызывает беспокойство и руководства края, и крупных автоперевозчиков. Экономическая политика, направленная на привлечение инвестиций, требует соответствующих условий. Когда почти половина грузоперевозок осуществляется частниками, о предоставлении качественных услуг не может быть и речи. Крупные компании, заинтересованные в работе в регионе, не могут функционировать себе в убыток против демпигующих частников и уходят с рынка. Совершенно ясно и то, что бюджет не дополучает значительные средства. Самое главное то, что крупные иностранные компании, не привыкшие к реалиям русского бизнеса, зачастую сталкиваются с клубком проблем при решении своих логистических задач.
Большая часть междугородних автоперевозок осуществляется на расстояния, не превышающие 1500 км, поскольку такие перевозки наиболее рентабельны. Именно поэтому в центральную Россию чаще всего грузы перевозят автотранспортом. В основном это контейнерные грузы, сельхозпродукция, мелкие партии промышленных грузов и ТНП.
Для пассажирских перевозок характерны расстояния до 500 км. Речь тут идет о транспортировке в районы, с малоразвитой или вовсе неразвитой железнодорожной и авиаинфрастуктурой. Это рейсы в пределах Южного ФО: в Ростовскую и Волгоградскую области, Ставропольский край, республики Северного Кавказа. Немаловажную роль в формировании пассажирооборота играют междугородние рейсы в период массового наплыва отдыхающих.
Большую часть внутренних грузоперевозок составляют перевозки сельхозпродукции на хранилища и перерабатывающие предприятия. В силу специфики производства автотранспорт является основным способом перевозки продукции АПК. Помимо этого, автотранспортом возят строительные грузы и промышленные грузы для местных предприятий. Активность грузовых и пассажирских перевозок определяется сезонностью. Самым «горячим» сезонным направлением остается участок трассы Новороссийск-Туапсе, где нет железной дороги и где сосредоточены все курорты Краснодарского края. В летний период увеличивается количество рейсов, удлиняется часть маршрутов, возрастает роль частного сектора (такси, частные маршрутные такси). Так как пропускные возможности станций Анапа, Новороссийск, а также цепочки станций курорта Сочи ограничены, то многие отдыхающие едут до Краснодара. Это также увеличивает поток пассажиров от Краснодара к курортам края. Помимо этого, в период отпусков крайне востребованы внутригородские перевозки: возрастает нагрузка на городские автопредприятия и на фирмы, обслуживающие торговые точки.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
Железнодорожный транспорт региона работает с максимальными нагрузками. Тот факт, что Новороссийский порт стоит на первом месте по грузообороту (данные ФСГС России), обуславливает большой объем железнодорожных перевозок.
Грузооборот железной дороги (в Краснодарском крае отличается независимостью от сезона и постоянным увеличением) с 1997 года вырос в два раза и составил в 2004 году 24,7 млрд тоннокилометров |
Грузооборот железной дороги (в Краснодарском крае отличается независимостью от сезона и постоянным увеличением) с 1997 года вырос в два раза и составил в 2004 году 24,7 млрд тоннокилометров. В том же 2004 году отправка грузов составила 21,6 млн т, что на 13,7% больше, чем в 2003 году. В сторону Новороссийского порта везут контейнерные грузы, лес, руду, сталь, уголь, промышленные товары, нефтяные грузы, зернопродукты, минеральное сырье. В обратном направлении - контейнеры, промышленное оборудование, сырье для пищевой промышленности, ТНП.
Сейчас решаются проблемы с оборотом вагонов в порту Новороссийска. Для этого, как уже говорилось выше, вокруг города-порта проводится комплексная модернизация транспортного узла. Предполагается, что оборот вагонов будет осуществляться вне города Новороссийска. Их можно будет оборачивать на предприятиях специально созданного для этого транспортного кольца. Кроме того ведутся работы по строительству станций и депо на подъездных путях к порту Тамань.
Пассажирооборот в крае (отличается сезонностью и стабильным ростом) с 1997 года вырос на 20% и составил в 2004 году 4722 млн пассажирокилометра. За 2004 было отправлено 16 300 тыс. человек, что на 2% больше чем в 2003 году. Станция Новороссийск может пропускать лишь ограниченное количество пассажирских поездов. Это вызвано необходимостью пропускать товарные составы. Для того чтобы без сокращения объема перевозок пассажиров принять весь существующий пассажиропоток, руководство железной дороги приняло такую схему движения, при которой большая часть пассажирских поездов следует до станции Анапа. Также значительны нагрузки на цепочку станций курорта Сочи. В фокусе пикового пассажиропотока оказывается и станция Краснодар. Откуда, как уже было сказано выше, пассажиры перемещаются на автомобильном транспорте.
Большая часть пассажиропотока края обслуживается поездами, сформированными Краснодарским отделением СКЖД. Во время пиковых нагрузок в обслуживании пассажиропотока большую роль играют поезда, сформированные в других отделениях РЖД. В период летних отпусков возрастает нагрузка на поезда местного сообщения (пригородные поезда), однако их количество не увеличивается, так как пропускная способность железной дороги в это время года достигает пиковых показателей.
АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ
Традиционно авиатранспорт большинство работ выполняет в сфере пассажирских перевозок. За 2004 год было перевезено 0,5 млн пассажиров, а грузов 456 тыс. т, из них почты - 453 т. Грузооборот составил 8,1 млн тоннокилометров, пассажирооборот по воздушному транспорту составил 818 млн пассажирокилометров. В целом за последние пять лет наблюдается снижение объемов грузоперевозок в два раза. Несмотря на то что объем перевозимой почты вырос в три раза. Пассажиропоток стабилен на протяжении последних нескольких лет.
Основные аэропорты Краснодарского края: «Пашковский» (Краснодар) - международный; Сочи, Анапы и Геленджика - внутренние. Основные направления перевозок - внутрироссийские, доля международных рейсов невелика. Над территорией края пролегает ряд международных маршрутов, за ведение которых отвечают диспетчерские авиапредприятия края. Надо отметить, что в настоящее время техническое оснащение аэропорта города Сочи устарело, поэтому руководство края рассматривает возможности по его реконструкции.
Основной объем морского грузооборота приходится на порт Новороссийск. Только за первые месяцы 2005 года грузооборот порта вырос на 7% по отношению к этому же периоду в прошлом году |
Доминирующим грузом являются почтовые отправления, большую часть из оставшихся видов грузов составляют фармпрепараты. В силу того что конкурирующие виды транспорта хорошо развиты, доля воздушного транспорта в общем объеме грузоперевозок незначительна.
РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ
Основные внутренние водные пути пролегают по реке Кубань, судоходной от Усть-Лабинска, и по Краснодарскому водохранилищу. Протяженность речных путей составила в 2004 году 457 км. За последние пять лет проведены значительные работы по оборудованию и реконструкции внутренних судоходных водных путей. В результате их протяженность увеличилась в два раза.
В 2004 было перевезено 1,5 млн т грузов, грузооборот составил 38 млн тоннокилометров. В период с 1997 по 2004 года грузооборот вырос в три раза. Основная номенклатура грузов - зернопродукты и строительные материалы.
Основные речные порты - Усть-Лабинск, Краснодар и Темрюк. Последний является одним из основных перевалочных пунктов по транспортной схеме «река-море». Важным портом является Ейск. Он также работает по схеме «река-море», но обслуживает речные суда, приходящие из других российских регионов.
Основной объем пассажирских перевозок ложится на маршруты, пролегающие по территории Краснодарского водохранилища. Грузовые перевозки сосредоточены внутри региона.
В силу географических особенностей внутренний водный транспорт не работает с другими регионами и не играет сколько-нибудь значительной роли в транспортно-логистической отрасли края.
МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ
На первый взгляд, складывается парадоксальная картина. Объем грузовых отправок постоянно растет, увеличивается грузооборот Новороссийского порта. Одновременно с этим идет постоянное снижение объема перевозимых грузов. На лицо явное противоречие.
Объяснение такому положению дел кроется не внутри края, а в общероссийских реалиях. Не самое лучшее для морского транспорта законодательство заставляет судоходные компании регистрировать свои суда под «свободными» флагами. Получается, что большинство судов крупнейшего российского пароходства, расположенного на территории края, зарегистрировано не в российском судовом реестре.
За 2004 год грузооборот на морском транспорте составил 6 млрд тоннокилометров, а всего перевезено было 1 млн т. За семь лет перевозки груза сократились в 2,5 раза, грузооборот упал вдвое.
Основной объем морского грузооборота приходится на порт Новороссийск. Только за первые месяцы 2005 года грузооборот порта вырос на 7% по отношению к этому же периоду в прошлом году. Вторым в регионе по объемам является порт Туапсе. Стремительно развивается порт Тамань. Активно действуют в период отпусков пассажирские морские вокзалы курортов Анапа, Геленджик и Сочи.
Важной частью морского транспорта являются паромные перевозки между Россией и Украиной. Линия пролегает между Таманским и Крымским полуостровами. На территории России отправка осуществляется от порта Кавказ. Грузо- и пассажирообороты пока незначительны. Сейчас эта паромная линия вновь приобретает утерянное значение.
ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
На территории края заканчиваются «нити» многих нефтяных и газовых трубопроводов. Собственных месторождений в регионе нет. Также по территории края пролегает часть транзитных путей перемещения нефти и газа.
За 2004 год по трубопроводам края доставлено 89,5 млн т жидких грузов, это соответствует общей динамике прироста отправок - до 5% в год. Грузооборот в 2004 году составил 61,1 млрд тоннокилометров. Его годовой рост - 5-6%. Около 5,5% от грузооборота составил газ.
В регионе расположены крупные терминалы по перегрузке нефтепродуктов на нефтеналивные суда. Отсюда осуществляется большинство отправок экспортируемой Россией нефти и газа. Доставка этих грузов в порт осуществляется в основном трубопроводным транспортом. По сравнению с железнодорожным транспортом по трубопроводу отгружено в 16 раз больше нефти.
В дальнейшем планируется увеличение мощности и количества отгрузок на уже существующих трубопроводных магистралях. Будут реализовываться международные проекты, а также проводиться работы по увеличению возможностей портов при перевалке наливных грузов.
Экономика Кубани Основу промышленности края составляет АПК - 45% от всего объема. За тот же период было собрано 2945 тыс. т зерна, увеличились сборы сахарной свеклы, картофеля, овощей и семян подсолнечника. Основные производители зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, ягод и винограда - сельхозорганизации и фермерские хозяйства, см. списки сельхозпроизводителей. Картофель и овощи производят в основном частные хозяйства. Поголовье скота к 2005 году составило 759 тыс. голов крупного рогатого скота, птицы - 17,4 млн голов. Производство мяса составило 427 тыс. т, молока - 1353 тыс. т, яиц - 1490 млн штук. Второй составляющей АПК является пищевая промышленность. За 2004 год объем производства этой отрасли вырос на 4% за счет роста производства плодоовощной, винодельческой, пивоваренной, масложировой и мясной промышленностей. Важными и стратегическими для края являются также машиностроительная, нефтехимическая и легкая промышленности. Основные центры машиностроения расположены в Краснодаре, Армавире, Тихорецке, Новороссийске, Ейске и Кропоткине. За 2004 год был отмечен рост машиностроительной отрасли на 45%. Основную продукцию составляют станки, средства автоматизации, сельскохозяйственные машины, товары народного потребления. На территории края работают нефтеперерабатывающие и химические производства. В этой отрасли также был отмечен определенный рост - 13%. Данная промышленность выпускает удобрения, химикаты, резинотехнические изделия. Легкая промышленность региона занимается обработкой сельскохозяйственной продукции. Ее мощностями производятся кожевенные изделия, швейная продукция. Необходимо отметить секторы промышленного производства, выпускающие строительные материалы и древесину. Район Новороссийска сложен из уникальных горных пород. Эти породы используются при выработке цемента. Сейчас этот район является уникальным для всей России. Уникальным является и лесной комплекс, расположенный на юге края. Там произрастают многие уникальные породы деревьев. Лесная промышленность края занимается обработкой редких пород древесины. За 2004 год промышленность края выпустила продукции на сумму 135 млрд руб., индекс промышленного производства составил 105%. |
СКЛАДСКАЯ ОТРАСЛЬ
Как и в большинстве регионов России, складская отрасль в Краснодарском крае слаборазвита. Дефицит современных складских площадей весьма значителен. Сейчас под складские нужды в крае занято около 225 тыс. м2. Как правило - это контейнерные площадки.
В ближайшее время планируется строительство современного логистического комплекса в городе Абинске. Предполагается, что данный центр будет логистическим узлом в связке портов Новороссийск, Тамань и Темрюк. В его цели и задачи будет входить приемка грузов, их обработка, сборка и отправка в портовые комплексы. Будет существовать и обратная связь, когда прибывшие грузы будут отправляться по российским адресам. Наравне с этим проектом ведется работа по техническому переоснащению Новороссийского порта.
По ряду причин, основные складские мощности сосредоточены в районе портовых узлов. Но вместе с тем нельзя не учитывать складские площади, имеющиеся в распоряжении различных предприятий. В большинстве случаев это зернохранилища и овощехранилища. Остальные складские площади заняты помещениями для производственных нужд.
ИГРОКИ ЛОГИСТИКИ
Несмотря на все перечисленные трудности, можно сказать, что логистический рынок Кубани стремительно развивается. Помимо известных компаний - игроков рынка, которые в советское время были госпредприятиями и получили в наследство ресурсы социалистической собственности, на рынке много игроков новых.
Так, автоперевозчики Краснодарского края представлены в большинстве случаев частными лицами или мелкими предприятиями. Как правило, в силу своего размера такие предприятия не могут оказать профессиональных услуг. Цель таких фирм - перевезти как можно больше, не заботясь о состоянии своего автопарка и качестве перевозки. Профессиональные услуги перевозки на территории края оказывает Краснодарский логистический центр, одно из старейших предприятий «Камазюгтранс», автопредприятие «Динский механический завод» и другие частные компании.
Инвесторов, вкладывающих в развитие складской отрасли, можно пересчитать по пальцам |
На рынке железнодорожных перевозок ситуация стабильная и такая же, как в других областях. Здесь работает естественный монополист - РЖД, в частности, Краснодарское отделение Северо-Кавказской железной дороги. Это предприятие является главным в формировании поездов, грузовых и пассажирских, отправляющихся с территории Кубани. Ему принадлежит большинство депо, обслуживающих организаций, железнодорожных станций и вокзалов. Поэтому грузоотправителю остается выбирать между экспедиторскими компаниями, работающими в сфере железнодорожных перевозок. Среди них можно упомянуть такие компании, как «Рускон», «Кама-Трейд», «Кубань-Вастер», «Луч», «Росинтранс» и другие.
На рынке воздушных перевозок лидирует компания «Кубанские авиалинии», созданная на базе Краснодарского авиаотряда. Ей же принадлежит и крупнейший аэропорт края - «Пашковский». Именно эта компания осуществляет основной объем пассажирских и грузовых перевозок. Свои представительства на Кубани имеют авиакомпании «Сибирь», «Австрийская авиакомпания».
Речными перевозками занимается компания «Кубанское речное пароходство», конкурентов компания не имеет в силу географической ограниченности речного бассейна. Лидером, и не только в Краснодарском крае, но и в России, по морским перевозкам является компания «Новошип», осуществляющая до 45% морских перевозок в стране. Многие предприятия работающие в сфере портовой инфраструктуры созданы при участии «Новошипа». Порты края работают как юридические лица и от их имени оказывают соответствующие услуги.
Инвесторов, вкладывающих в развитие складской отрасли, можно пересчитать по пальцам. Проектом логистического парка занимается «Агентство прямых инвестиций». «Русюгэкспорт» решает задачи по переоснащению портового хозяйства. Компанией «Новоростерминал» разрабатывается проект создания контейнерного терминала. Большая часть трубопроводного транспорта контролируется компанией «Каспийский трубопроводный консорциум». Эта компания имеет свои представительства в Краснодаре и Новороссийске.
ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ ИНВЕСТИЦИЯМ
Динамика грузооборота и пассажирооборота по видам транспорта показывают, что экономика Краснодарского края идет вперед.
Сейчас край как никогда нуждается в новых инвестициях. Это хорошо понимают и местные власти, и местные бизнесмены. Для дальнейшего развития портовых узлов краю нужна сильная и высокоразвитая логистическая отрасль.
Компании, вышедшие сейчас на рынок края, смогут закрепиться на нем и достигнуть в долгосрочной перспективе лидирующих позиций |
Первый шаг уже сделали политики - регион обладает достаточно лояльным законодательством. Становление промышленности края предопределяет и второй шаг - развитие транспортно-логистической отрасли.
Главным направлением для инвестиций являются проекты по созданию логистических центров и складских терминалов. «Нитью притяжения» является географическое направление Новороссийск-Краснодар-Тимашевск.
Создание любых складских комплексов, занятых переработкой грузов, заведомо обречено на успех. В отличие от Центрального и Северо-Западного регионов, где рынок складских услуг уже перенасыщен. Рынок Краснодарского края требует многомиллиардных вложений.
Следствием развития складской отрасли является потребность в качественных автотранспортных услугах. Этот сегмент рынка требует услуг, отвечающих современным стандартам. Потребителям этих услуг нужен грамотный перевозчик, обладающий современным автопарком, развитой системой филиалов по России, владеющий разнообразным подвижным составом.
При принятии соответствующего федерального законодательства перспективными являются инвестиции в строительство автомобильных дорог. Как говорилось выше, имеется ряд необходимых и привлекательных проектов.
Экспедиторские компании достаточно плотно контролируют рынок предоставления экспедиторских услуг. Инвестиции в другие сферы деятельности железных дорог возможны только в рамках общероссийской реформы МПС. Сейчас ведется обширный комплекс подготовительных работ по строительству второго пути железнодорожной ветки от Волгограда. Уже имеющиеся наработки предусматривают привлечение значительных средств.
Остальные секторы транспортного рынка менее привлекательны. Внутренние водные перевозки и каботажные морские перевозки интересны с точки совершенствования схемы «река-море», улучшения портовых терминалов, причальных сооружений, выработки новых технологических схем.
Морские перевозки контролируются существующими компаниями, и выход на этот рынок возможен только при наличии мощных ресурсов. В то же время планы по развитию порта Тамань требуют значительных средств. «Зеленый свет» горит для компаний, собирающихся вести свою деятельность в портовой инфраструктуре.
Авиаперевозки также неперспективны, так как велико конкурентное давление со стороны других видов транспорта. Трубопроводные линии контролируются дочерней компанией группы, проводящей добычу нефти и газа.
В данное время можно говорить, что в регионе востребованы значительные инвестиции. Долгосрочные вложения в складскую и автотранспортную отрасль, капитальные вложения в создание путей сообщения не только нужны, но и могут окупиться в более ранние сроки, чем предполагается. Компании, вышедшие сейчас на рынок края, смогут закрепиться на нем и достигнуть в долгосрочной перспективе лидирующих позиций