На данном этапе развития мировой экономики риск неприсутствия в Китае уже выше риска, связанного с присутствием бизнеса в этом регионе. Однако прежде чем становиться полноправным участником китайского рынка, необходимо провести SWOT-анализ и взвесить все «за» и «против»
В сентябре 2005 года в Китае в городе Шенжень международная транспортно-логистическая группа AsstrA открыла представительство, деятельность которого будет охватывать все регионы Китая и Юго-Восточной Азии.
Открытию офиса в Китае предшествовала тщательная предварительная подготовка, анализ структуры и направлений грузопотоков между странами Восточной Европы и Азии, оценка конкурентной среды, преимуществ и рисков наличия собственного представительства на китайском рынке, разработка бизнес-плана, бюджета и стратегии развития деятельности представительства, установка временных периодов контроля и т. д.
О практике проведения всех подобных мероприятий на основе реального опыта группы компаний AsstrA с учетом особенностей рынка грузовых перевозок между Китаем и Восточной Европой и пойдет речь в данной статье.
ПЕРЕД ЛИЦОМ ВЫБОРА
Параллельно с увеличением товарооборота между двумя странами возрастает и объем грузовых перевозок в соответствующих направлениях, что не может не заинтересовать логистические компании, предлагающие услуги по доставке грузов российским и китайским грузоотправителям. Но ведь груз надо не только найти, его надо и довезти. Осваивая новые направления, логистические компании создают собственную сеть агентов для выполнения основных работ в цепочке поставок грузов, заключают партнерские соглашения с местными подрядчиками и с каждой новой перевозкой приобретают соответствующий опыт, постепенно наращивают обороты и расширяют клиентскую базу.
В определенный момент любой логистический оператор, успешно развивающий данное направление, столкнется с логичным вопросом: не пора ли сделать следующий шаг и открыть собственный офис на азиатском рынке? Если в подобном случае компания принимает положительное решение, то на следующем этапе ей необходимо определить форму своего присутствия на рынке Китая, а именно - осуществление деятельности через представительство или собственную компанию-резидента.
Однако специфика работы на рынке грузоперевозок между Россией и Китаем обусловлена законодательным регулированием транспортно-экспедиционной деятельности в Китае. Для того чтобы осуществлять деятельность в сфере логистических услуг в Китае, оплачивать работу местных подрядчиков в национальной валюте, необходимо наличие лицензии, которая может быть получена только резидентской структурой, но не представительством. И именно лицензия типа А является общенациональной, а не региональной, что позволяет работать на всей территории Китая.
Из западных экспедиторов лицензию типа А имеют считанные компании, но даже они предпочитают работать через китайских субподрядчиков, осуществляя свою деятельность в основном через представительства, главной функцией которых является общая организация и контроль за всеми этапами перевозки, а также продвижение услуг компаний на китайском рынке.
Что же далее необходимо учитывать тем, кто все-таки решил открывать представительство своей компании на китайском рынке?
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ В КИТАЕ
Вступление Китайской Народной Республики во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2001 году обеспечило доступ к ранее недоступным рынкам. Ожидается еще более динамичный рост торговли и иностранных инвестиций. Согласно этому утверждению, серьезный вызов стоит перед индустрией логистики, поскольку она стремится соответствовать возросшим требованиям рынка.
С 1994 года Китай испытывает на себе пристальное внимание транснациональных корпораций (ТНК). Основной причиной этого является низкая стоимость производства и потенциал обширного внутреннего рынка. Вступление в ВТО обеспечило еще больший доступ к рынку. Ожидается, что торговля и инвестиции резко возрастут. Также на фоне растущего среднего класса у большего количества людей появится возможность покупать как отечественные, так и иностранные товары. Уже сейчас многие ТНК стремятся инвестировать, производить и доставлять через Китай. Несомненно, Китай обогнал США в качестве наиболее привлекательного региона для прямых иностранных инвестиций. Согласно данным статистики, количество проектов, получающих иностранный капитал, равняется 389 104, с общим числом вложенных прямых инвестиций в размере $3076 млрд за период с 1983 по 2001 год.
Шенжень В настоящее время порт Шенжень занимает четвертое место в мире по объемам контейнерных перевозок (11 млн TEU в год) и является самым быстрорастущим мировым портом (35% роста в год). В 100 км от Шенженя расположен еще один промышленный центр - Гуанчжоу, с контейнерным портом, грузооборот которого составляет 2 млн TEU в год. В Шенжене также находятся крупнейший в Китае железнодорожный узел Хуанган и крупный региональный аэропорт, модернизация которого осуществляется в настоящее время при поддержке государства. В общем провинция Гуандун с населением 90 млн человек, где расположен Шенжень, является крупнейшим промышленным и наиболее динамично развивающимся регионом Китая. |
Вместе с этим возникает желание ТНК и провайдеров логистических услуг постоянно быть в курсе состояния логистической инфраструктуры и иметь четкое представление о происходящем развитии логистических процессов в Китае. Это представляет собой большую проблему для индустрии логистики, поскольку замедляет удовлетворение требований растущего рынка. Тем не менее возможности для развития логистики в Китае огромны, потому что Китай, возможно, самый крупный единый торговый рынок в мире.
Возможности
Риски и угрозы
|
Индустрия логистики в Китае может быть разделена на различные сектора: экспедирование, автомобильные перевозки, судоходство, воздушные перевозки, услуги таможенного брокера, склады и развивающиеся логистические центры. Соответственно основной целью правительства является обеспечение благоприятных для развития логистики условий. Это реализуется путем улучшения инфраструктуры, капитализации основных технологий для управления цепью поставок, обучения необходимых для индустрии кадров, работы за границей (приобретение опыта других стран и оценка его применительно к данной области), путем проведения различных исследований, чтобы быть в курсе всех изменений, происходящих в этой индустрии.
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Оценивая тенденции и перспективы сотрудничества России и Китая, правительственные источники, информационные и аналитические агентства обеих стран сходятся во мнении о том, что динамика отношений носит исключительно позитивный характер.
Как сообщил журналистам вице-премьер России Александр Жуков, комментируя итоги заседания двусторонней комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая в октябре 2005 года, товарооборот между Россией и Китаем в 2005 году достигнет $28 млрд, а к 2010 году этот показатель должен достигнуть уровня $60-80 млрд. Уже за 9 месяцев 2005 года объем двусторонней торговли между Россией и Китаем вырос на 37,1% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года и составил $20,74 млрд. Для сравнения: в 2004 году товарооборот между Россией и Китаем составил $21,23 млрд, увеличившись по сравнению с показателями 2003 года на 34,7%.
ОЦЕНКА ПРЕИМУЩЕСТВ И РИСКОВ
Принимая решение о необходимости открытия представительства логистической компании на рынке Китая, группа компаний AsstrA провела в первую очередь тщательный анализ преимуществ и рисков, связанных с данным проектом. Подобная методика не уникальна, широко известна и достаточно объективна.
Сильные стороны
Слабые стороны
|
Проводя общий SWOT-анализ следует также учитывать и специфику деятельности транспортно-логистической компании. Таким образом, необходимо обратить внимание на общий объем перевозок грузов, уже осуществляемый компанией в данном направлении, динамику изменения этого показателя. Так, группа компаний AsstrA приняла за отправную точку статистику по брутто-обороту проектных грузов, доставленных из Китая и Юго-Восточной Азии. Проектные грузы - это постоянные контрактные поставки клиентов без учета единичных отправок. Общий брутто-оборот за период с января по конец августа 2005 года, то есть вплоть до непосредственного открытия офиса AsstrA в Китае, на 45% превысил аналогичный показатель за весь 2004 год.
Также посредством анкетирования, к примеру, нелишним будет оценить и процент клиентов компании, заинтересованных в развитии нового направления, составить номенклатуру товаров, список пунктов отгрузки и выгрузки, ключевые промежуточные пункты перевозки (порты, терминалы и т. д.)
Проводя анализ преимуществ и рисков открытия представительства в Китае, группа компаний AsstrA выделила среди прочих ряд параметров (см. врезки).
В результате SWOT-анализа были сделаны следующие выводы:
- Группа компаний AsstrA будет востребована на рынке Китая как логистическая компания, обладающая определенными стандартами, соответствующими требованиям рынка грузоперевозок Китая.
- Продукты и услуги, предлагаемые компанией, исходя из общего анализа конъюнктуры рынка будут востребованы клиентами.
- Необходимо детальное изучение экономической среды Китая для принятия решений относительно дальнейшего направления движения в регионе, чтобы избежать проблем, связанных с государственным влиянием на бизнес и другими элементами окружающей среды.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
План проекта по открытию нового представительства группой компаний AsstrA включал следующие позиции:
- Цель проекта.
- Основные задачи проекта.
- Форма присутствия и ведения деятельности.
- Критерии оценки эффективности деятельности представительства.
- Начало деятельности.
- Стратегические этапы первых двух лет деятельности.
- Обоснования выбора местонахождения офиса.
- Этапы реализации программы деятельности представительства.
- Этапы и параметры контроля.
- Оценка окружающей и конкурентной среды.
- Определение продукта, цены, целевого рынка и этапов продвижения услуг компании.
- Проект бюджета.
НАЧАЛО РАБОТЫ
30 августа 2005 года представители группы AsstrA подали пакет документов на регистрацию представительства в Шенжене. Через месяц регистрация была успешно завершена.
Открыв представительство в Китае, группа компаний AsstrA расширила свою деятельность не только географически. Специализацией азиатского офиса стала организация комбинированных перевозок комплектных и сборных грузов различными видами транспорта. Ключевое направление - доставка грузов из Китая и Юго-Восточной Азии в страны Восточной Европы и СНГ. Кроме того, в комплексе услуг AsstrA осуществляет страхование, таможенное оформление грузов и т. д.