Основное назначение шины - смягчить толчки и удары подвески машины, обеспечить надежное сцепление колеса с дорожным покрытием и управляемость, передать тяговые и тормозные силы. В значительной степени от шины зависят коэффициент сцепления, проходимость, расход топлива, обеспечение заданной грузоподъемности.
В перечне наиболее востребованных запчастей и расходных материалов шины занимают далеко не последнее место. Бывает, что при непрерывной эксплуатации в жестких условиях (агрессивная среда, высокая интенсивность складских операций) пневматические шины приходится менять чуть ли не каждые два месяца. Например, на заводе по производству строительных смесей, где погрузчик за сутки непрерывной работы вывозит до 100 т материалов. Понятно, что подобных нагрузок не выдержит ни одна резина, и для такой рабочей «лошадки» не стоит покупать дорогую «обувь». В такой ситуации практичнее закупить несколько комплектов недорогих шин эконом-класса. Тем более что при оформлении крупного заказа компания-продавец обязательно предоставляет скидку.
Для работы в таких условиях и при таких нагрузках также можно порекомендовать недорогие пневматические шины с хорошим запасом прочности. Они сконструированы специально для тяжелых условий применения (армированы высокопрочным нейлоновым кордом, обладают широким протектором и усиленной защитой боковины от ударов). Применение современных технологий позволило минимизировать тепловой нагрев шины во время работы и таким образом снизить ее износ.
В условиях обычной работы на складе в среднем срок службы наиболее распространенных на сегодняшний день пневматических шин для погрузчиков составляет от 1000 до 2500 мото-часов в зависимости от ряда факторов, основным из которых являются условия эксплуатации.
ШИНЫ ИЗ РЕЗИНЫ
Без учета нештатных ситуаций пневматические шины погрузчика приходится менять примерно раз в полгода. Помимо истирания рисунка протектора, основанием для замены становятся прокол или разрыв, причем чем выше срок службы шины (соответственно чем больше износ протектора), тем больше риск повреждения. Поскольку резина во время работы неизбежно нагревается, важен такой показатель, как термическая устойчивость или защита от термического взрыва. В материале, из которого изготовлены шины, должен соблюдаться определенный баланс эластичности, упругости и прочности.
Указанным требованиям отвечают специальные составы резины. Помимо натурального или синтетического каучука, они включают специальные полимерные добавки. Например, особый состав используется при изготовлении белого протектора или белых шин для предприятий, где важны стерильные условия процесса (пищевое производство, высокоточные технологии). Полимерные добавки повышают износоустойчивость и исключают попадание мелких частиц материала протектора в окружающую среду.
РАЗНОВИДНОСТИ ШИН
В отличие от автомобильных шин, где эксплуатационные характеристики в первую очередь зависят от скорости движения, на параметры шин для спецтехники влияют повышенные нагрузки (в том числе высокое давление воздуха) при относительно небольших скоростях. Также при движении машины с грузом на подъем или спуск шины для спецтехники должны обеспечивать определенное сцепление с поверхностью. Этим требованиям отвечают так называемые промышленные шины, которые делятся на цельнолитые, бандажные и пневматические.
Промышленные шины рассчитаны на ограниченное расстояние пробега. Для цельнолитых шин средняя скорость не должна превышать 5 км/ч при средней нагрузке, составляющей 75% от максимальной. Для пневматических шин это значение при тех же условиях составляет 10 км/ч. Значения нагрузки, давления и скорости для шин указаны в каталогах и действительны для температуры окружающей среды 20 °C.
В случае использования шин в условиях средней нагрузки, средней скорости, окружающей температуре, превышающей 20 °C, и на расстояния более двух км за одну поездку следует детально изучить условия применения, чтобы убедиться, что рабочая температура шины остается в допустимых и безопасных пределах.
Самые жесткие шины - бандажные - состоят из наружного (протекторного) слоя и стального бандажа для фиксации шины на ободе. Их применение зависит от ровности покрытия, поскольку толщина амортизирующего слоя в данном случае минимальна. Применяются они в основном на электроштабелерах или в портовых ролл-трейлерах.
ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ШИНЫ
По конструкции пневматические шины делятся на диагональные и радиальные. Последние в свою очередь могут быть камерными и бескамерными. При этом все шины (или покрышки) имеют каркас, брекер (промежуточная эластичная подушка), протектор, боковину и борт. Для большинства погрузчиков используются диагональные шины (кордные слои перекрещиваются, за счет чего боковина шины прочнее, чем у радиальных шин), и лишь незначительную долю составляют шины с радиальным кордом (кордные слои параллельны друг другу).
СТРУКТУРА ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ШИН
Каркас является силовым элементом шины, воспринимающим внутреннее давление воздуха и внешние нагрузки. Он состоит из определенного количества слоев обрезиненного корда, включающего в себя нейлоновые или металлические нити с различным их расположением. В промышленных шинах количество слоев корда достигает 16 и более.
Между каркасом и протектором расположены слои брекера, усиливающего протектор и снижающего деформацию шины. Он предотвращает отслоение протектора под действием внешних и центробежных сил, амортизирует ударные нагрузки и повышает сопротивление каркаса механическим повреждениям.
Протектор в зависимости от назначения может быть гладким или нарезным с различными типами рисунка. Он служит опорной частью шины и при взаимодействии с дорогой защищает каркас от повреждений и обеспечивает сцепление колеса с опорной поверхностью дороги или напольного покрытия склада. По боковым сторонам брекера и каркаса протектор переходит в относительно тонкие боковины и далее в борта, внутри которых в бескамерных шинах расположены стальные кольца - сердечники.
ЦЕЛЬНОЛИТЫЕ ШИНЫ
По нашим данным, в России в общем объеме продаж лидируют погрузчики с двигателями внутреннего сгорания, стандартная комплектация которых включает пневматические шины. Техника, оснащенная цельнолитыми шинами, занимает меньшую долю рынка погрузчиков для склада.
Но по мере увеличения числа современных складских помещений и роста популярности технологии промышленного пола, обеспечивающей высокие показатели ровности и прочности, возможности использования напольного транспорта на цельнолитых шинах («суперэластик») все более расширяются. Специалисты прогнозируют усиление тенденции перехода на такого рода шины. Таким образом, происходит возврат к началу истории погрузчика, когда цельнолитые шины преобладали.
СТРУКТУРА ЦЕЛЬНОЛИТЫХ ШИН
Цельнолитые шины имеют наружный (протекторный), промежуточный (амортизирующий) и внутренний (служит для фиксации шины на ободе, усилен стальным кордом) слои. Их преимущества: больший срок службы, повышенная устойчивость машины (увеличение максимальной высоты подъема), защита от проколов (шина не деформируется при нагрузке) и порезоустойчивость, а также обеспечена безопасность водителя (можно развивать большую скорость без риска потерять равновесие, поскольку прокол невозможен). Соответственно и стоимость цельнолитых шин по сравнению с пневматическими выше (в среднем в 2-3 раза). Нередко цельнолитые шины - это единственно возможный вариант для эксплуатации погрузчика на неподготовленных площадках либо в условиях специфического производства: металлургических предприятий (горячие и литейные цеха), овощных баз (цех разборки деревянной тары).
Важно, что шины «суперэластик» взаимозаменяемы с пневматическими, так как монтируются на одни и те же колесные диски. Это позволяет в случае необходимости расширить область применения погрузчика и увеличить грузоподъемность. Так, например, применение на полуторатонном погрузчике Komatsu Forklift серии АХ50 шин «суперэластик» вместо пневматических позволяет увеличить грузоподъемность более чем на 5%.
ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛЬНОЛИТЫХ ШИН
Если погрузчик эксплуатируется на неровных покрытиях, то вибрация и толчки при движении, которые цельнолитые шины гасят не так хорошо, как пневматические, способны создать проблемы с ходовой частью погрузчика: быстрее выйдет из строя мост, чаще будет возникать потребность в дорогостоящем ремонте. На снегу или увлажненном грунте шины «суперэластик» отличаются меньшей проходимостью по сравнению с пневматическими. Впрочем, они на это и не рассчитаны, их предназначение - работать на промышленных полах, где наилучшим образом проявляются их преимущества.
Современные шины «суперэластик», помимо специального состава резины, отличаются и особенностями конструкции. Например, многослойные шины вместо обычных трех включают пять слоев, следовательно, являются более долговечными. Кроме того, пазы в боковине протектора для отвода тепла минимизируют теплонагрев. Повышению износостойкости служат пазы в центре обода, а расположенные на боковине по всей окружности продольные ребра предотвращают повреждения от ударов.
СТОИМОСТЬ ШИН
Нужно отметить, что все известные производители шин давно перенесли основное производство в Китай, Индию, Шри-Ланку, Тайвань, что позволило снизить себестоимость продукции и, следовательно, оптовые и розничные цены. Крупнейшие производители обеспечивают строгий контроль качества продукции, выпускаемой в этих странах. Стоимость шин наиболее востребованных типоразмеров популярных марок приведена в таблице.
ТАБЛИЦА. СРЕДНИЕ ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ
Размер шины/Марка | Стоимость эластичных шин, руб. | Стоимость пневматических шин, руб. | ||||
Trelleborg | Solideal | Universal | Trelleborg | Solideal | Bull | |
5,0 x 8 | 2210 | 2350 | 1368 | 1115 | 1040 | 742 |
6,5 x 10 | 4280 | 4310 | 2654 | 1580 | 1860 | 1083 |
В среднем нижняя граница затрат на «обувь» для погрузчика - от 3,6 тыс. рублей. В таблице рассмотрены пневматические шины 5,0 ( 8 для погрузчика с двигателем внутреннего сгорания грузоподъемностью 1,5 т, который эксплуатируется в различных режимах, то есть на открытых и закрытых площадках. Более дешевых предложений следует опасаться, поскольку возможно отсутствие гарантии качества.
Что касается стоимости шиномонтажа на разборных дисках, то установка пневматических шин обойдется от 300 рублей за колесо, шин «суперэластик» - от 500 рублей. Отдельно нужно оплачивать демонтаж шин «суперэластик» на неразборных дисках. Как правило, при монтаже десяти и выше колес предоставляются специальные цены.
ЗАМЕНА ШИН НА СКОРОСТЬ
Специфика работы погрузочной техники в российских условиях такова, что даже недавно установленная шина может выйти из строя из-за разрыва или прокола. Приходится останавливать погрузчик, покупать новую шину или менять камеру, затрачивая время на перебортировку и замену колеса. Чтобы время возвращения в строй погрузчика было минимальным, воспользуйтесь нашими советами.
Вариант 1. Имейте в запасе необходимое количество шинокомплектов (шина плюс диск).
Вариант 2. Используйте современные технологии, позволяющие обойтись без такой замены. Например, заполнение внутреннего пространства камеры полиуретановыми компонентами. После застывания полученная масса позволяет шине сохранить свойства пневматической с точки зрения упругости и нагрева. Однако этот способ недешевый.
Вариант 3. Применение разборных дисков потребует значительно меньших затрат. Эта технология сокращает время на разбортировку, бортировку и установку. Наличие на складе готовых комплектов сборно-разборных дисков позволит существенно сократить простой техники. На всю процедуру понадобится не более часа. Унификация дисков для пневматических шин и шин «суперэластик» расширяет возможности применения разборных дисков.