Глава 5. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
5.1. Организация логистического обслуживания потребителей в компании
Формированию интегрированной системы логистического обслуживания способствует координация планирования закупок, произ¬водства, распределения. Укрепление связей между маркетингом, производством и распреде¬лением улучшает прогнозирование потребительского спроса.
Одной из основных задач управления логистикой является согла¬сование потребностей в логистических операциях на межфункциональной основе для достижения глобальной цели компании.
Руководство компании должно руководствоваться логикой интегрированного ведения логисти¬ческих операций, которую должны поддерживать менеджеры функциональных подразделений. Для обеспечения эффективности выполнения логистических операций необходимо обеспечить высокую степень центра¬лизации управления процессом выполнения заказов.
Логистическая система компании эффективно работает на потребителя в том случае, если основные элементы системы такие как закупки, производство, хранение, транспортировка и распределение, функционируют как единый четко отлаженный механизм. Этого невозможно добиться, если в процессе выполнения заказов сотрудники функциональных подразделений компании достаточно профессионально реализуя свою часть функций по выполнению заказа, не несут ответственность за результаты обслуживания потребителей в целом.
Если сотрудники отдельного функционального подразделения компании не в состоянии сыграть свою роль в реализации механизма выполнения заказов, то усилия сотрудников других подразделений могут быть совершенно напрасными. Как известно, "цепь надежна настолько, насколько надежно ее самое слабое звено".
В этой связи необходимо осуществлять постоянное согласование деятельности работников компании, вовлеченных в процесс выполнения заказа.
Обслуживание потребителей является одним из наиболее важных аспектов деятельности менеджеров по логистике компании. Специалисты службы логистики компании организуют выполнение заказов внутренних потребителей. Деятельность по организации выполнения задач в области логистического обслуживания потребителей называется администрированием.
Глобальные цели компании должны иметь приоритет перед целями отдельных функциональных подразделений. Управленческие решения должны приниматься только с учетом достижения глобальных целей компании. Результативность выполнения каждой логистической функции достигается лишь тогда, когда она вносит максимальный вклад в достижение глобальной цели компании. Функции являются лишь средствами достижения конечной цели, - интегрированного процесса доставки продукции от поставщиков до потребителей.
Система логистического обслуживания потребителей охватывает все основные функциональные области логистики и требует эффективного взаи¬модействия работников компании для обеспечения качества обслуживания.
Характерной чертой организации обслуживания потребителей является обеспечение взаимосвязанной деятельности сотрудников функциональных подразделений компании. Деятельность сотрудников функциональных подразделений компании необходимо фокусировать на логистическое обслуживание потребителей. Координация деятельности сотрудников функциональных подразделений в области логистического обслуживания потребителей способствует снижению уровня общих затрат ресурсов компании и других издержек.
Система логистического обслуживания потребителей должна быть организована таким образом, чтобы осуществ¬лялось адекватное и стабильное воздействие на все виды деятель¬ности, влияющие на уровень обслуживания потребителей и их системная интеграция.
В условиях динамичного изменения факторов внешней среды могут возникнуть непредвиденные ситуации, на которые достаточно сложно отреагировать с помощью заранее спрогнозированного поведения системы логистического обслуживания. В таких случаях путем координации под воздействием уже наступивших событий принимаются управленческие решения, учитывающие конкретную ситуацию в процессе обслуживания.
Наблюдается тенденция смещения акцентов с функций на процесс обслуживания потребителей. Ключевым становится вопрос не о том, как организовать надлежащее выполнение отдельных функций, а о том, как лучше управлять целостным интегрированным процессом выполнения заказов. В рамках целостного процесса обслуживания потребителей функциональные подразделения компании сливаются в единую интегрированную систему.
"Обработку покупателей" осуществляют внешние службы компании (отделы продаж, маркетинга, сбыта). Внешняя служба распоряжается исполнением полученного заказа и контролирует его выполнение. Служба логистики как внутреннее подразделение компании решает задачи, связанные с обслуживанием потребителей.
Приближение сотрудников службы по логистики к покупателю способствует поддержке и разгрузке сотрудников внешней службы, работа которых требует значительных затрат ресурсов, а также стимулированию командной работы. Вовлечение специалистов по логистике в процесс взаимодействия с потребителями позволяет устранить традиционное разделение между службой, работающей с потребителями, и службой, исполняющей заказы.
Для повышения эффективности совместного функционирования внешних и внутренних служб деятельности сотрудников отдельных функциональных подразделений должны координироваться специалистами службы логистики компании.
Налаживание и поддержание тесной связи между работниками компании способствует устранению потенциальных причин сбоев и недостатков в логистическом обслуживании потребителей.
Управление вза¬имосвязями и взаимодействием сотрудников функциональных подразделений компании фокусируется на обеспечение требуемого уровня логистического обслуживания потребителей.
Основной организационной формой достижения планируемой эффективности функционирования системы логистического обслуживания потребителей является партнерство в цепи поставок.
В рамках логистической деятельности компании соединяются различные ресурсы. Эти элементы логистической системы согласовываются друг с другом и объединяются. Осуществляется координация всех бизнес-процессов, начиная от процедур приема и обработки заказа, закупки сырья, материалов, комплектующих узлов и заканчивая доставкой готовой продукции конечному потребителю. Для согласования, т.е. координации ресурсов, специалист по логистике должен обладать системным мышлением и иметь представление о ресурсах предприятия.