ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИКОЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Чеширский Кот, - начала она (Алиса), - не будете ли вы так любезны сказать мне, каким путем я могла бы выйти отсюда? Это зависит от того, куда вы хотите попасть, - ответил Кот (Льюис Кэрролл).
"Дело руководителя - видеть компанию не такой, какая она есть, а такой, какой она может быть" (Джон У. Титс, директор-распорядитель корпорации Greyhound).
3.1. Основные понятия
Инструменты управления:
- - прогнозирование
- - планирование;
- - регулирование
- - контроль;
- - организация.
Логистическая стратегия:
- - правила принятия решений и установок, направляющие процесс развития логистической системы организации;
- - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия;
- - набор правил для принятия решений, которыми служба логистики предприятия руководствуется в своей логистической деятельности;
- - один из нескольких наборов правил принятия решения относительно поведения предприятия.
Стратегия - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия. По существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей логистической деятельности. Процесс разработки стратегии включает:
- определение корпоративной миссии;
- конкретизацию видения предприятия и постановку целей;
- формулировку и реализацию стратегии, направленной на их достижение.
Основные принципы разработки логистической стратегии:
- При разработке и осуществлении стратегических действий в области логистической деятельности рекомендуется отдавать наивысший приоритет тем из них, которые обеспечивают долгосрочное улучшение конкурентной позиции предприятия.
- Ясная и последовательная логистическая стратегия, хорошо продуманная и правильно реализуемая, приносит предприятию хорошую репутацию и признание на рынке. Часто изменяемая стратегия, направленная на использование краткосрочных рыночных возможностей, приносит мимолетные выгоды.
- Исключить стратегии "с остановками на полпути", представляющие собой компромисс между низкими затратами и высокой дифференциацией или между широким и узким присутствием на рынке.
- Инвестируйте в создание устойчивой конкурентоспособности предприятия.
- Агрессивно атакуйте для создания конкурентоспособности и агрессивно обороняйтесь для ее защиты.
- Исключить стратегии, которые могут привести к успеху только при реализации наиболее оптимистических прогнозов. Предполагайте, что конкуренты предпримут ответные меры, и ожидайте, что наступят времена с неблагоприятными рыночными условиями.
- Будьте осмотрительны, используя жесткие или негибкие стратегии, которые могут на длительное время лишить предприятие возможности маневра. Негибкие стратегии могут устареть в результате изменения рыночных условий.
- Никогда не допускайте недооценки ответных действий и поступков служб логистики конкурирующих предприятий.
- Будьте осторожны, атакуя сильных и обладающих значительными ресурсами конкурентов, не имея прочного конкурентного преимущества и достаточных финансовых возможностей.
- Помните, что выгоднее атаковать слабости конкурента, чем его сильные стороны.
- Будьте благоразумны, снижая цены без надежного преимущества в общих логистических затратах.
- Отдавайте себе отчет в том, что агрессивные действия, направленные на завоевание части рынка конкурентов, зачастую провоцируют агрессивный ответ в форме рыночной "гонки вооружений" и/или войны цен, что ведет к падению прибылей у всех участников рынка. Агрессивные действия, направленные на расширение доли рынка, вызывают ожесточенную конкуренцию, причем особенно тогда, когда рынок страдает от высоких запасов продукции и излишних производственных мощностей.
- При использовании стратегии дифференциации старайтесь выявить самые важные упущения в качестве логистического обслуживания заказов потребителей - ваших клиентов. Незначительные различия между качеством логистического обслуживания конкурентов могут быть не замечены потребителями или не иметь для них существенного значения.
"Задача стратегического менеджмента - понимание того, где мы будем завтра, а не где мы надеемся быть; достижение того положения, в котором мы можем быть, и решение, где мы хотим быть" (Вельча Дж. В., глава The General Electric Company)
"Здесь, знаешь ли, - сказала Королева, - приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Ну, а если хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по крайней мере вдвое быстрее!" (Льюис Кэрролл).
"Конечные продукты деятельности руководителя - решения и действия" (Друкер П.).
"Все решено и жребий брошен,
Пришла пора держать ответ.
Мы слов сказали много очень,
Теперь раскроем вам секрет"
(Турбер Дж.).
...Формулирование стратегии - еще полдела. Как заставить ее работать - вот вопрос.
"Сначала мы формируем их, а затем они формируют нас" (Черчилль У.).
"Стратегия - это когда у тебя кончились патроны, но ты продолжаешь стрелять, чтобы враг ни о чем не догадался".
Процесс разработки стратегии:
- определение корпоративной миссии;
- конкретизацию видения организации и постановку целей;
- формулировку и реализацию стратегии, направленной на их достижение.
Стратегическое управление логистикой - деятельность, связанная с постановкой логистических целей и задач предприятия и с поддержанием ряда взаимоотношений между предприятием и окружением, которые дают возможность предприятию добиться своих целей, соответствуют его внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивым к внешним требованиям. С ростом нестабильности условий логистической деятельности возрастает потребность предприятий в стратегическом управлении. Стратегическое управление можно рассматривать как управление по результатам. Способности к стратегическому управлению предполагают наличие следующих свойств специалиста по логистике:
- умение смоделировать логистическую ситуацию;
- способность выявить необходимость изменений;
- способность разработать стратегию изменений;
- способность использовать в ходе изменений научные методы;
- способность воплощать логистическую стратегию в жизнь.
Известны следующие виды стратегии:
- - Стратегия дифференциации - стремление предприятия к уникальности в каком-либо аспекте, характеризуемый большим количеством потребителей.
- - Стратегия лидерства по затратам - стратегия лидерства на рынке за счет снижения общих логистических затрат.
- - Стратегия фокусирования - концентрация на нуждах одного сегмента или конкурентной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Цель здесь состоит в удовлетворении потребностей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Такая стратегия может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по затратам, либо и на то и на другое, но только в рамках целевого сегмента. Стратегия позволяет добиться высокой доли рынка в целевом сегменте, но всегда ведет к малой доле рынка в целом.
Аксиома стратегического управления - чтобы выжить и преуспеть в какой-либо отрасли, предприятие должно придерживаться агрессивного оперативного и конкурентного поведения. Только в этом случае ему удастся соответствовать изменчивости спроса и различным рыночным возможностям.
Пример. Стратегия компании "Проктер энд Гэмбл": 1. Энергичная защита существующего бизнеса с помощью агрессивного маркетинга и экономии на затратах. 2. Инвестиции в избранные мелкие фирмы в тех сферах, откуда можно организовать атаку против существующего бизнеса. Внимательное наблюдение за вновь появляющимися фирмами. Приобретение наиболее успешных из них. 3. Осуществление стратегии атаки внутри фирмы благодаря системе управления торговыми марками и целеустремленному распределению ресурсов на маркетинг и развитие технологий. Передача методов успешных компаний в отделы, выпускающие более крупные торговые марки.
|
Уровень турбулентности внешней среды характеризуется степенью изменчивости спроса. Уровень турбулентности определяется комбинацией следующих факторов:
- - непостоянство факторов внешней среды;
- - скорость данных изменений;
- - интенсивность конкуренции;
- - технологические возможности;
- - покупательские предпочтения;
- - давление со стороны правительства и отдельных влиятельных групп.
"...Стратегическая цель любой компании - получение дохода на вложенный капитал. Если в каком-то конкретном случае в течение длительного периода времени этот доход недостаточно велик, необходимо либо изменить уровень рентабельности, либо отказаться от данного проекта и заняться другим, более перспективным" (Альфред П. Слоан)
Этапы решения логистической проблемы в бизнесе (Саймон Г.):
- - Осознание необходимости принятия решения или возможности (интеллектуальная стадия).
- - Формулирование вариантов последующих действий.
- - Оценка вариантов с точки зрения их привлекательности.
- - Выбор одного или нескольких вариантов для реализации.
3.2. Контроль в логистике
Логистический контроль - это упорядоченный и по возможности, непрерывный процесс обработки логистической информации для выявления отклонений или расхождений между плановыми и фактическими величинами логистических показателей, а также анализ этих отклонений для выявления причин расхождений.
Контроллинг - совокупность всех тех задач, предметом которых является координация управления на предприятии, а также снабжение информацией управленческого персонала для обеспечения оптимального достижения целей предприятия.
Фазы контроля:
- - определение плановых величин показателей;
- - расчет фактических величин показателей;
- - сравнение фактических и плановых величин показателей (выявление отклонений);
- - анализ данных отклонений.
Положение по внутреннему контролю должно содержать следующие пункты:
- Надежность ответственных лиц.
- Разграничение ответственности:
|
- Соответствие документов установленным требованиям. Документы и отчеты имеют различное оформление: от первичных документов, таких, как счета-фактуры, приходные и расходные ордера, до бухгалтерских отчетов и регистров. Прямое, полное и не допускающее подделки оформление документов - вот главная цель. Необходимо осуществлять нумерацию документов, составлять специальные регистры, обеспечить хранение накладных в сейфах, непосредственное документирование и заполнение реквизитов, что особенно важно при продаже продукции за наличные деньги. Рекомендуется применять сигнальные полосы, отметки о вознаграждении покупателей и т.д.
- Стандартные процедуры.
- Охрана.
- Передача обязанностей.
- 8. Независимые проверки.
3.3. Методы контроля продукции на складе
Методы контроля продукции, хранящейся на складе:
1. Отслеживание хранящейся продукции по различным категориям:
- - по поддономесту;
- - по поддономесту, содержащему 2 поддона "один на другом";
- - по местонахождению короба (в случае комплектации заказов по коробам);
- - по местонахождению единицы наименования (в случае поштучной комплектации);
- - по складированию "массой";
- - в нескольких отдельных складских помещениях.
2. Отслеживание состояния хранящейся продукции:
- - по дате производства;
- - по дате начала срока реализации;
- - по окончанию срока реализации (по сроку годности, по допуску к реализации);
- - по категории опасной продукции.
3. Отслеживание хранящейся продукции по 2 категориям:
В зависимости от удалённости региона, в котором расположен получатель, в программе автоматизации складской деятельности может быть указана указывается определённая дата, включающая в себя время на транспортировку и часть времени на реализацию данного продукта. Это позволяет исключить поставку данному потребителю просроченной продукции.
Контроль выбора продукции исходя из того, что дата отгрузки данной продукции будет меньше или равна дате истечения срока годности данной продукции.
4. Отслеживание всех перемещений хранящейся продукции:
Отслеживается такая информация, как, например, внутренний номер поставки или срок годности, для каждой коробки;
в складской компьютерной базе данных может содержаться информация по "истории" движения (перемещения) всех поддонов и коробок, когда-либо находившихся на определённом месте в ячейке.
5. Отслеживание "истории" хранящейся продукции:
Отслеживание "истории" продукции по различным параметрам:
- - по номеру места;
- - по коду продукции;
- - по номеру лота (номер поддона);
- - по входящему номеру документа.
Определение процедур по отслеживанию и "истории" индивидуально для каждого потребителя. Система обмена данных должна работать круглосуточно для всех партнёров и потребителей.
Внутренний контроль представляет собой проверки, проводимые для оценки эффективности службы снабжения: ее отношения с внутренними потребителями (другими службами); используемые ею методы работы; отношения с поставщиками.