Журнал "Логистик & система", № 3
Станислав Горшенин
Начальник отдела логистики компании "Евросеть"
SCOR-модель, безусловно, очень интересна и полезна, но пока российский пользователь не имеет доступа к альтернативным моделям, говорить о ее уникальности по крайней мере некорректно. Наверняка существуют или в ближайшее время появятся и другие продукты, в которых будут использоваться иные уникальные методы описания цепочек поставок, но дело в том, что они еще не известны, поскольку рынок не сформирован.
На мой взгляд, очень ограниченное число российских компаний сможет получить реальную пользу от применения SCOR-модели, поскольку ее работа будет очевидна только в руках специалиста, занимающего позицию в высшем менеджменте фирмы и имеющего четкое представление о процессах, протекающих в цепях поставок. При этом в компании процессы и затраты должны быть максимально прозрачны, иначе эту модель будет просто не к чему применить. На сегодняшний день порядка 90% российских компаний не имеют структурированных данных об издержках на логистику, так как постоянное отслеживание каждого узла цепочки поставок просто не происходит. SCOR-модель в этом случае все равно что компьютер, который используют только как калькулятор или текстовой редактор.
И в ближайшее время, я полагаю, надеяться на мощный прорыв в области управления цепями поставок на уровне взаимоотношений компаний не стоит. Еще меньше верится в то, что несколько российских компаний неожиданно начнут взаимодействовать друг с другом, опираясь на SCOR-модель. Но опыт применения SCOR-модели иностранными компаниями надо изучать обязательно.
Жанетта Карелина
Руководитель отдела координации бизнеса компании Philips Consumer Electronics Export B.V.
Нет сомнений, что для российских компаний, в которых логистика как отдельное направление стала развиваться совсем недавно, SCOR-модель может оказаться хорошим инструментом мониторинга и реинжиниринга цепи поставок. С учетом того, что при вступлении в это сообщество все члены получают право пользоваться базой знаний best practices, значимость SCOR-модели удваивается. Вполне возможно, что популяризация SCOR-модели управления цепями поставок в России сможет оказать решающее влияние на молодые компании и предприятия, которые только пробуют выстраивать свои цепочки поставок.
Для тех же, кто не первый год занимается организацией цепей поставок, бенчмаркинг стал уже привычной, чаще всего ежегодной процедурой. Ведь для того чтобы успешно работать на рынке логистических услуг или пользоваться услугами сторонних логистических операторов, нужно как минимум представлять степень финансовой отдачи и слабые места, характерные для этого вида деятельности.
Конечно, говорить о том, что SCOR-модель - это прежде неизвестный комплекс знаний и методов, не совсем уместно. Например, еще лет семь назад мне довелось принять участие в тренинге по оптимизации бизнес-процессов, где доходчиво объясняли, как надо описывать бизнес-процессы, находить дублирующие элементы и "петли" процессов, проводить оптимизацию на основе реальных потребностей предприятия. На мой взгляд, современная референтная SCOR-модель реинжиниринга цепи поставок - та же оптимизация, но с "логистическим уклоном".
Вячеслав Кононенко
Директор по корпоративной логистике и ресурсам компании "Аптечная сеть 36,6"
В SCOR-модели интересно все: и подходы к выявлению в управлении товаропотоком стандартных процессов, и классификация используемых метрик-показателей эффективности, и выработка единого инструментария и языка общения, и четкая практическая направленность метода, вобравшего в себя опыт многих предприятий. Для специалистов, работающих в совершенно разных отраслях, но использующих единую модель, появляется возможность говорить на одном языке, совершенствовать управление бизнес-процессами на основе общих алгоритмов, взяв за основу успешный опыт других предприятий.
При этом говорить о том, что большая часть предлагаемых правил и показателей носит революционный характер конечно нельзя. И до SCOR-модели часть процессов товародвижения и способы их совершенствования были описаны в профессиональной литературе. Тем не менее обобщить, объединить и структурировать такой огромный пласт знаний не решался никто. Именно в интеграции и систематизации сведений и заключается неоспоримая заслуга SCOR-модели.
В нашей компании возможность практического применения SCOR-модели для управления цепью поставок внимательно изучается как один из инструментов повышения конкурентоспособности. На текущем этапе развития мы попытаемся использовать все доступные и понятные нам инструменты модели для совершенствования собственных бизнес-процессов. Дальнейшие наши действия, в том числе и вступление в Совет по цепям поставок будут инициироваться по мере необходимости получения конкретных знаний и преимуществ.
Резюме: компания "Аптечная сеть 36,6" будет использовать в своей практике все передовые SCM-концепции, в том числе и SCOR-модель для повышения собственной эффективности. Участие в открытом семинаре "Референтная модель цепей поставок - SCOR" - расширила наш кругозор и позволило нам оперативно скорректировать функциональные задачи в дирекции по корпоративной логистике.
Олег Медведев
Ведущий специалист отдела масел компании "Сибнефть"
На мой взгляд, SCOR-модель любопытна и привлекательна тем, что позволяет сравнить собственную компанию с конкурирующей или же подобной фирмой, получить некие критерии успешности, выявляющие слабые места на основании установленных метрик. Именно метрики и являются в какой-то степени ноу-хау SCOR-модели, наиболее привлекательным элементом, который используют в рекламных целях организации, занимающиеся ее продвижением. Но, по-моему, убедить кого-либо вступить в предлагаемый союз, пусть и не за большие деньги, будет непросто. Особенно если учесть, что сама модель носит методический характер, не совершенствует учет и не оптимизирует налогообложение, а для ее реализации в конкретных условиях потребуется высокопрофессиональный, а значит, высокооплачиваемый специалист.
Вполне возможно, что в целях общего образования и ознакомления с передовыми идеями стоит разобраться в сути и методах SCOR, но с большой поправкой на специфику и ассортимент компании. Кроме того, типичные российские трудности практически никак не учитываются структурой SCOR-модели. Например, если таможня без объяснения причин в течение двух недель не выпускает ваш груз, то заранее рассчитанные цепи поставок не просто смещаются во времени, они просто рухнут. Или другой пример: разработка цепи поставок заняла у компании три месяца, но неожиданные поправки к законодательству поставили под вопрос правомерность ваших действий.
Я склоняюсь к мысли, что время SCOR-модели для России еще не настало - она просто не адаптирована к нашей суровой действительности. Ведь если на Западе время доставки измеряется несколькими часами, влияние внешних факторов приближено к нулю, работа всех звеньев цепи поставок отлажена, а при оптимизации борьба идет за доли процентов, то российские просторы в отношении применимости SCOR-модели навевают лишь один вопрос: "А нужно ли полировать поверхность молотка до зеркального блеска?"
Алексей Овчинников
Заместитель директора по логистике компании "Хэппилэнд"
В ближайшее время в России SCOR-модель если и вызовет интерес, то в основном лишь у профессиональных логистов или сотрудников компаний, непосредственно связанных с управлением материальными потоками. И в этом нет ничего удивительного: недооценка статуса логистики в структуре управления бизнесом низвела ее до статуса золушки, имеющей ворох обязанностей и минимум полномочий. Именно специалисты по логистике взяли на себя труд по описанию бизнес-процессов предприятий. Для многих компаний на определенном этапе, когда несогласованность действий уже грозила потерями не только клиентов, но и рынка, это стало просто необходимостью. В решении проблем координации подразделений, так или иначе влияющих на цепь поставок, я бы отметил главное влияние стандартов SCOR-модели сегодня.
Сама же SCOR-модель применима пока только в рамках одного предприятия с глубиной детализации процессов по SCOR-модели 4-го, в редких случаях - 3-го уровня. Для более широкого распространения SCOR-модель должна превратиться из непонятной технологии с неизвестным уровнем затрат на внедрение в необходимый и очевидный инструмент для ведения бизнеса, какими стали компьютеры и программное обеспечение.
Но в ближайшие пять-десять лет SCOR-модель вряд ли будет активно распространяться на российском рынке, и история с внедрением ERP-систем лишнее тому подтверждение. Активными пользователями модели станут разве что работающие в России западные компании. Однако с понижением уровня рентабельности российские предприниматели наряду с традиционными методами (повышение отпускных цен, сокращение персонала, использование более дешевых комплектующих и т. д.) вынуждены будут использовать методы оптимизации цепей поставок как последнее средство сокращения издержек.