- Александр Юрьевич, поясните, пожалуйста, для чего осуществляется весовой контроль?
Весовой контроль направлен на сохранение и защиту автомобильных дорог нашего национального богатства. Стоимость всей дорожной сети России составляет миллиарды рублей. Есть установленные нагрузки как осевые, так и по общей массе, которые обеспечивают сохранность дорожного полотна и инженерных сооружений, в частности, мостов и переходов.
- Каким образом выбирается место размещения точек весового контроля?
Пункты весового контроля расставлены исходя из специфики маршрутов перевозки грузов. Основная задача этих пунктов - пресечь превышение нагрузок и компенсировать тот ущерб, который наносится дорогам. Весовой контроль осуществляется на всех федеральных дорогах и узловых точках, где пересекаются основные магистрали. Целью размещения таких пунктов является охват всей дорожной сети РФ. На федеральных дорогах 69 пунктов весового контроля. На местных дорогах в большом объеме они не функционируют, только там, где присутствует большой грузопоток, например в Санкт-Петербурге, Красноярске.
- Кто отвечает за проведение весового контроля?
Организация весового контроля на федеральных дорогах раньше была возложена на Росавтодор, сейчас она возложена на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Можно сказать, что идет переходный период по организации этой работы, проводятся организационные мероприятия. В настоящее время наша служба занимается только весовым контролем международных перевозок на пунктах пропуска через государственную границу. На местных дорогах пункты весового контроля организуются органами местного самоуправления. Кто отвечает за состояние дорог, тот по законодательству соответствующего уровня производит контроль и имеет право взимать компенсацию.
- Каков порядок наложения ответственности?
В части международных перевозок есть предписание статьи 3 127 Закона о государственном контроле над международными перевозками. Там четко прописано, что дальнейшее движение не допускается до устранения нарушения либо получения соответствующего разрешения компетентных органов. В настоящее время это Федеральное дорожное агентство, где разрешения выдает ГУП «Центр международных перевозок». Что касается внутренних перевозок, то разрешительная система предусмотрена Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Порядок выдачи разрешений определен территориальными органами дорожников.
В Кодексе административных правонарушений есть статья 1221, где прописаны меры административного воздействия. Штрафные санкции могут наложить и сотрудники ГИБДД. Размер штрафа на внутренние перевозки составляет от 1 до 3 МРОТ (до 300 рублей). На международные перевозки, в соответствии со статьей 1125, если превышение не больше 15 процентов от общего веса, то размер штрафа составляет до 10 МРОТ (1000 рублей), если больше 15 процентов, то до 15 МРОТ (1500 рублей). Хотя эти штрафные санкции не соответствуют никаким международным нормам. Для примера, в Польше за превышение нагрузки можно заплатить несколько тысяч долларов.
Техническими сотрудниками должен быть составлен акт, в котором указывается нарушение. Дальше административный сотрудник или сотрудник правоприменительных органов (ГИБДД либо Ространснадзор) должен составить соответствующий протокол. На основании решения по этому протоколу, если он будет признан виновным, следуют соответствующие меры наказания. Практически такая процедура слабореализуема, потому что размер штрафов не очень большой, а работа с судебными органами - это достаточно большая волокита. Нужно грамотно составить протокол, собрать все документы, свидетельские показания и представить все это в суд. Соответственно не все связываются с такой процедурой, предпочитают заплатить на месте. Но это вопрос о незаконных действиях, а не о системе контроля.
Нарушения по весу автотранспорта фиксируются, и на их основании Федеральной службой по надзору в сфере транспорта может быть проведена проверка на предприятии. В ходе нее выясняется, по какой причине происходит перегрузка транспортных средств, и тогда накладывается ответственность на руководство предприятия.
- На основании каких законов взимаются штрафы?
Любые налоги, сборы или штрафные санкции за проезд мы можем взимать только на основании Федерального закона. И решение это принимается тем органом, кому это предписано законом (судом или кем-то еще). Сейчас у нас с пунктами весового контроля некоторая неопределенная ситуация, потому что их деятельность регламентируется постановлением правительства. Законодательного решения по этому поводу нет. Фактически, единственной мерой наказания является штраф по статье 1221 (нарушение правил перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов) Кодекса административных правонарушений либо лишение водителя права управления автотранспортным средством от одного до трех месяцев. И хотя сам ущерб, нанесенной дороге, может составлять десятки тысяч рублей, штрафные санкции, налагаемые на водителя, не могут превышать 3 МРОТ.
Если брать международные перевозки, то транспортный контроль нашими инспекторами может проводиться на территории погранпереходов в соответствии с законодательством по международным перевозкам. Весовой контроль на границе должен проводиться в обязательном порядке. Там применяются штрафные санкции в размере до 1500 рублей. И решение по данному вопросу принимается нашими инспекторами на месте, это определено кодексом. Но это только в отношении международных перевозок.
- Может оплата штрафа проводиться по безналичному расчету?
Штрафные санкции накладываются на водителя. Каким образом он будет их оплачивать - абсолютно не принципиально. Однако прием наличных денег инспектором категорически запрещен, сотрудник деньги в руки брать не должен.
- Как технически происходит взвешивание?
В принципе, пункт весового контроля - это весы, вмонтированные в полотно дороги, предназначенные для динамического взвешивания. Машина взвешивается в движении для предварительной оценки. Здесь важно соблюдать правила. При равномерном движении вес определяется более точно, при неравномерном - нагрузка может перераспределяться. Также влияют следующие факторы: с какой скоростью заезжает водитель, какая площадка перед и за весами, насколько она ровная. Автоматизированная система определяет, что при данных расстояниях между осями есть превышение осевых масс. В эту сумму включается и погрешность системы. После предварительного определения превышения веса машина должна быть повторно взвешена в статическом режиме, поэтому она останавливается и выводится с полосы движения. В динамическом режиме погрешность достаточно большая, она может достигать 100 кг на ось, а иногда и 500 кг на ось. То есть, если взять всю машину, 5-6-осную, то погрешность может составлять 2,5 тонны. На контрольных весах производится статическое взвешивание, машина поочередно заезжает каждой осью на весы и останавливается. Погрешность такого взвешивания составляет не более 50 кг. Общий вес вычисляется простым сложением осевых нагрузок.
- Какие существуют нормативы по нагрузкам на ось?
Общий вес стандартной фуры вместе с грузом 38 тонн: 8 тонн на ось и 10 тонн на переднюю и заднюю оси тягача. Это стандарт исходя из технических характеристик наших дорог. В Приложении 1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов заложены все параметры. В рамках СНГ есть отдельное соглашение по осевым нагрузкам. Для всех остальных действует Инструкция. До сих пор у нас нормативы остаются ниже европейских. Там нормальной считается нагрузка в 11,5 тонны на ось, в Финляндии этот показатель еще выше, но у нас качество дорог не соответствует европейским нормам, поэтому общие стандарты невысокие.
- Как определяется надежность весового оборудования?
Любое оборудование, не только весовое, должно иметь документы. Сначала Госстандарт должен определить, что это оборудование вообще соответствует своему назначению, после чего выдается сертификат соответствия или одобрения. Весовое оборудование должно быть, во-первых, сертифицировано, а во-вторых, проверено органами Госстандарта. На пунктах весового контроля должны иметься свидетельства о проверке, и любой водитель должен иметь право посмотреть, когда она была проведена. У нас проверка должна проводиться один раз в год. Кроме того, если были проведены какие-то ремонтные работы, должны быть проведены дополнительные проверки. По результатам должно быть выдано свидетельство. Также стоит отметить, что погрешность весового оборудования всегда учитывается в пользу водителя.
Деятельность по проведению взвешивания не лицензируется. Порядок проведения контроля определен соответствующими нормативными документами. Деятельность Ространснадзора регламентируется постановлением 1272. Деятельность ГИБДД определяется собственными наставлениями и приказами.
- Как рассчитывается ущерб, наносимый дороге?
Расчет ущерба дороги вычисляется исходя из расстояния, размера превышения осевой нагрузки или общей массы. Существует так называемый тарификатор расстояния, таблица, в которой прописана стоимость проезда с превышением нагрузки в зависимости от километража. Размеры ущерба определяет Федеральное дорожное агентство на основании расчетов и наблюдений за разрушением дорог. В случае заведомого превышения нагрузок, нужно купить, условно говоря, «проездной билет», компенсировать разрушение дорожному полотну. Устанавливается четкий маршрут по наиболее подходящим дорогам. Если у автотранспортного средства есть превышение веса, но есть и разрешение на него, то штраф взиматься не будет. Но если разрешение выдано на 10 тонн превышения общей массы, а у автомашины превышение в 15 тонн, то штрафные санкции наступят. Разрешение должно соответствовать фактическому состоянию транспортного средства.
Выдачей разрешений на внутренние перевозки занимаются территориальные органы Федерального дорожного агентства либо ГУП «Центр международных перевозок», если речь идет о международных перевозках.
После того как водитель заплатил штраф, он должен устранить нарушение, разгрузиться или переместить груз либо должен получить спецразрешение на определенный участок. Стоимость разрешения колеблется очень сильно в зависимости от расстояния. Если нужно проехать в Екатеринбург да еще тяжелым автомобилем, стоимость может составить несколько тысяч долларов. А может стоить 600 рублей, если нужно проехать десяток километров.
- Кто имеет право останавливать машину?
Международных перевозчиков имеем право останавливать мы на пунктах погранпереходов. Сотрудники ГИБДД могут это делать в строго установленных местах. Есть соответствующее постановление правительства по поводу остановки на пунктах весового контроля, транспортной инспекции и стационарных постах, где записано, кто и как имеет право останавливать машины.
В принципе, перед тем как допустить предприятие к коммерческим перевозкам как к международным, так и к внутренним, владелец проходит лицензирование, получает допуск на рынок. И одним из условий этого получения является профессиональная компетенция руководителей, которые должны пройти курс обучения и иметь соответствующее образование, автомобильное или экономическое, которое предусматривает наличие знаний по этим параметрам. Перевозчик обязан знать инструкции, приказы, нормативные документы, базовые международные договоры. Если он этого не знает, он не имеет права осуществлять свою перевозочную деятельность.
- Что сейчас делается для улучшения режима транспортного контроля?
Хотя в настоящее время функции весового контроля определены за нами, но пока эта структура контролируется Росавтодором. После принятия постановлений на правительственном уровне эта функция будет окончательно закреплена за нами. В течение этого года, может быть, даже быстрее, эта передача функций должна быть завершена. Мы хотим организовать единую эффективную систему, чтобы не было спорных ситуаций, когда автомашину взвешивают на погранпереходе и получают нормальный вес, а после пересечения границы взвешивают в Петербурге и находят превышение общего веса на пять тонн. И тут и там сертифицированное, проверенное оборудование, и кто виноват, определить невозможно.
Для международных и внутренних перевозчиков планируется введение единого сертификата взвешивания. Тогда, если машина была взвешена на проверенном пункте контроля и получила сертификат, больше она взвешиваться не будет. Будут аккредитованы какие-то станции, где можно будет в цивилизованных условиях пройти взвешивание днем, при поддержке руководства, чтобы вся ответственность не ложилась не на плечи водителя. Более того, если есть какие-то сомнения, эту процедуру можно будет оспорить в суде, без труда собрав все документы.
Техника для взвешивания автомобилей Анатолий Шерстобитов, экономист-аналитик ГК "ФизТех" Для взвешивания автомобилей существует несколько разновидностей весов: это платформенные весы для взвешивания в статике (с заездом автомобиля или автопоезда на весы), врезные для взвешивания как в статике, так и в динамике, и переносные для поколесного (а в случае совмещения пары платформ - поосного взвешивания). |
Выдержки из постановления Правительства РФ № 1272 от 31 октября 1998 г. «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок» III. Правила проведения транспортного контроля IV. Права и обязанности должностных лиц органов Ространсинспекции при проведении транспортного контроля |