20 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ!
ФЛАГМАН БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ И SCM С 1997 ГОДА
19-23 ноября Неделя логистики26-27 ноя Кайдзен29-30 ноября Логистика пром.предприятия4-5 декабря _TWI10-13 дек Логистика склада Федеральный Логистический ФорумLogBook

Склады нефтегазовых компаний состояние и эффективный опыт модернизации

Автор - Демин В.  Тематика - Складская логистика

 

Демин Василий Александрович, к.т.н.,

директор, Научно-образовательный центр

инновационных технологий в логистикеМАДИ,

заместитель директора,

Координационный совет по логистике

тел. 8 499 155 01 80

demin@ccl-logistics.ru

www.ccl-logistics.ru

 

Склад современной добывающей компании, работающей в нефтегазовой отрасли обеспечивает хранение и грузообработку более 100 тыс. SKU[1], разделяемых на несколько десятков номенклатурных групп, к которым относится продукция с различными весогабаритными характеристиками, условиями хранения и обращения (от запорной арматуры, трубной продукции, металлопроката, нормалей до спец одежды, СИЗ, канц товаров и опасных грузов). Параметры материальных потоков также выделяют нефтегазовую отрасльот других производственных предприятий. Так неравномерность входящих потоков на склады, расположенных в труднодоступных условиях (в первую очередь в районах Крайнего Севера и приравненных к ним)составляет коэффициент 5 – 7, что в несколько раз выше, чем на производственных предприятиях других отраслей.

Несвоевременная или неточная (с расхождениями по наименованиям или количеству) отгрузка заказов на «производство» зачастую может повлечь за собой крайне серьёзные последствия, вплоть до временной остановки операций. Большинство руководителей подразделений, отвечающих за материально-техническое снабжение в нефтегазовых компаниях, понимая возможность таких рисков стремятся к поддержанию максимально высокого уровня запасов на складах. Кроме того, регламент выдачи заказов со складов во многих нефтегазовых компаниях предполагает подачу заявки заказчиком (производственным подразделением) на отгрузку за 20 – 30 дней до момента физической отгрузки.

Однако не смотря на столь высокий уровень предусмотрительности результаты анализа работы складов крупнейших нефтегазовых предприятий в России показывают, что качество логистического обслуживания[2] является крайне низким (около 2,5% отгружаемых заказов с ошибками). Если при этом дополнительно обратить внимание на экономические показатели (стоимость грузопереработки, хранения, доля непроизводительных операций, уровень сохранности продукции на складе), то мы увидим, что и они существенно хуже, чем у производственных складов в других отраслях.

В чем заключаются основные причины такой ситуации? В первую очередь в значительной технологической отсталости складов нефтегазовых предприятий от современного уровня. Большинство объектов складской инфраструктуры формировалось в период освоения месторождений в 1960 – 70-е гг. За прошедший период технологии добычи и переработки постоянно модернизировались, внедрялось новое оборудование, новые методы и стандарты работы. Однако эти изменения почти не коснулись складов. Если измененияи происходили, то экстенсивно, т.е. за счет увеличения используемых площадей, количества сотрудников и техники. В итоге к 2014г. на большинстве крупнейших нефтегазовых российских предприятиях склады остались на уровне 70-х гг.

Этот уровень означает:

- бумажный учет и документооборот или использование на минимальном уровне возможностей ERPили учетных систем (преимущественно SAP, 1С) и, как следствие, пересортица и осложнения с поиском продукции на складе, хотя по данным учета она в наличии;

- отсутствие корректных справочников весогабаритных характеристик ТМЦ, без которого крайне сложно внедрять и использовать современные складские технологии;

- используемые технологии, опирающиеся на минимальную механизации и автоматизацию, с преобладанием ручного труда, что привод к существенному увеличению стоимости грузообработки;

- низкое качество самих зданий складов, не обеспечивающих ни требуемых условий хранения ТМЦ, ни условий труда.

На фотографиях 1 – 5 представлено несколько наиболее типовых объектов, относящихся к описываемым условиям.

Фото 1. Склад метизов, нормалей

 

Фото 2. Склад запорной арматуры

Фото 3. Склад инструментов и оснастки

 

Фото 4. Склад канатной и кабельной продукции

 

Фото 5.Открытая площадка для хранения металлопроката

 


 

 

Таблица 1. Проблемы складов нефтегазовой отрасли

и укрупненные направления их решения

№ п/п

Проблема

Оказываемое влияние

Возможные решения

1.

Разрозненность складских подразделений

Большой объем непроизводительных операций, связанных с необходимостью перемещения сотрудников между складами. Невозможность взаимозаменяемости и гибкого управления персоналом и техникой. 

Территориальное объединение в единый складской комплекс.

2.

Удаленность складов от мест погрузки-разгрузки

Возрастание трудоемкости. Увеличение численности персонала. Возрастание непроизводительных операций. Увеличение простоя специализированного оборудования и транспортных средств.

Организация универсальных погрузо-разгрузочных постов в рамках единого складского комплекса.

3.

Отсутствие постов погрузки-разгрузки у складов

Увеличение доли ручного труда. Увеличение численности сотрудников, занятых на операции погрузки-разгрузки. Повреждение продукции при влиянии окружающей среды.

Создание соответствующих универсальных постов погрузки-разгрузки и разработки стандартов выполнения операций. 

4.

Отсутствие стратегий размещения продукции

Размещение продукции в неприспособленных для этого местах. Несоблюдение товарного соседства с нарушением потребительских свойств продукции. Нарушение ГОСТов и Правил пожарной безопасности. Потеря грузового объема склада в связи со статичным закреплением наименований за местами хранения. Увеличение трудоемкости выполняемых операций на размещении и комплектации.

Внедрение адресной системы хранения. Использование стратегий размещения и внедрение их в Систему управления складом.

5.

Низкий коэффициент использования площади и грузового объема

Несоответствие объемно-планировочных решений склада весогабаритным характеристикам продукции и используемым технологиями.

Изменение технологии хранения в соответствии с объемно-весовыми и иными характеристиками продукции. Использование Системы управления для автоматизированного распределения продукции по местам хранения.

7.

Несоблюдение требований по совместному хранению продукции

Повышение риска нарушения потребительских свойств продукции и возникновение чрезвычайных ситуаций.

Распределение продукции по зонам и местам хранения в соответствии с принципами товарного соседства на основании нормативных документов.

8.

Не соответствие условиям хранения

Создание нового складского комплекса, обеспечивающего требования по сохранности продукции.

9.

Недостатки учета хранимой продукции

Затруднения со своевременным поиском необходимой продукции, даже если по системе учета она есть на складе. Снижение потребительских свойств из-за несоблюдения условий и сроков хранения. Возникновение излишних запасов продукции в цепи материально-технического обеспечения предприятия. Отсутствие системы учета размещения продукции по местам хранения. Большое количество персонала выполняющего непроизводительные учетные операции.

Внедрение Системы управления складом, адресного хранения и штрихового кодирования.

10.

Трудоемкая и продолжительная процедура комплектации

Повышение количества персонала. Увеличение времени на сборку заказа.

Внедрение Системы управления складом, адресного хранения и технологии (стандартов) комплектации заказов.

11.

Длительность хранения продукции

Снижение потребительских свойств из-за несоблюдения сроков хранения. Увеличение запасов и необходимых складских площадей и оборудования для хранения продукции.

Изменение системы планирования материальных ресурсов и стратегии закупок. Внедрение WMSи ее интеграция с ERPсистемой.

12.

Наличие непроизводительных операций и простоя техники

Увеличение количества персонала и стоимости грузопереработки.

Внедрение WMS и изменение технологического процесса на складе и режима работы.

 

Таким образом, большая часть описанных проблем, решается путем создания нового склада, либо изменения технологии хранения и грузообработки на уже существующем объекте и внедрения современных систем управления. Современный складской объект нефтегазовой отрасли это, как правило, однообъемное здание (за исключением обособленного размещения складов для хранения опасных грузов) с комплексом сбалансированных технологий хранения и грузообработки[1], эффективной топологией[2] склада и применением систем управления класса WMS[3].

Пример эффективной топологии в сочетании с различными технологиями хранения представлен в эскизном проекте на рис. 1 – 4.

Рис. 2. Внешний вид модернизированного складского комплекса

 

Рис. 3. Участок погрузки, разгрузки модернизированного складского комплекса

 

Рис. 4. Участок хранения метизов, нормалей модернизированного складского комплекса


 

Данный пример показывает, что на одном складе сосредоточено хранение нескольких десятков тысяч товарных позиций, относящихся к различным номенклатурным группам и для каждой из ни в соответствии с весогабаритными характеристиками, интенсивностью обращения разработаны специальные технологии хранения. Топология данного склада позволяет, использую единый центральный проезд, объединять в один заказ несколько частей, комплектуемых на различных участках и осуществлять отгрузку через один док (пост обслуживания).

Создание нового складского комплекса или реконструкция существующего с применением комплекса сбалансированных технологий, логистических методов грузообработки и систем управления позволяет повысить качество и надежность складского обслуживания и при этом снизить операционные затраты (OPEX) на 25 – 30%. 

Однако реализация проектов по модернизации складов в нефтегазовой отрасли имеет еще одну специфическую особенность. «Нефтянка», пожалуй, наиболее консервативная из всех отраслей российской промышленности и эта консервативность выражается в высоком уровне сопротивления каким бы то ни было изменениям на уровне операционного персонала и среднего управленческого звена.На значительном количестве предприятий отрасли распространены, например, такие парадоксальные явления как то, что сотрудники открыто критикуют существующее положение вещей в тех подразделениях, в которых работают, обосновывая этим и невысокий уровень своих показателей, но при этом при реализации каких-либо нововведений создается прочное сопротивление, подкрепляемое доводами: «а мы 20 лет работаем по другому».

Эффективным способом преодоления сопротивления изменениям является обучение специалистов в корпоративном формате. Данный формат позволяет определить наиболее важные проблемы и задачи в складской логистике конкретного предприятия путем проведения аудита работы склада (проводится в течение 2 – 3 дней), определить уровень компетенций персонала при организации«входной» аттестации[1]. На основании этих данных формируется программа обучения, позволяющая в условиях, максимально приближенных к специфике предприятия изучить практические методы и технологии организации работы склада, оптимизации затрат, управления логистическим обслуживанием. Важным элементом обучения являются «живые» проекты и примеры других компаний нефтегазовой отрасли, которые демонстрируются во время обучения, как успешно преодолевшие все трудности и достигшие успешных результатов. За счет такого ознакомления с новыми технологиями преодолевается первый барьер, сотрудники начинают твердо осознавать, что «работать можно по другому». Следующим этапом является решение практических расчетных и управленческих задач во время обучения в формате, при котором каждый участник самостоятельно по предложенным методам и исходным данным предприятия решает поставленные задачи. Это почти всегда 100% гарантия того, что на «следующий» день сотрудники смогут использовать эти же методы в своей работе, т.к. их доступность и эффективность апробирована самими специалистами в процессе обучения. Немаловажным является включение в программу моделей работы складов в форме деловых игр, которые позволяют самим сотрудникам выявить проблемы в своей деятельности путем «проигрывания» во время обучения всех складских процессов, выявить и проанализировать допускаемые ошибки и разработать решения.

Именно такая последовательность в виде обучения персонала и развития компетенций на первом этапе, а затем переход к модернизации логистической инфраструктуры позволяет эффективно и в короткие сроки решить проблемы, приведенные в начале данной публикации.

 

 


[1]Англ. SKU (StockKeepingUnit) – уникальная товарная позиция.

[2] Рассчитывается как отношение количества отгруженных заказов с ошибками (недовложения, пересортица, избыток) к общему количеству отгруженных заказов в сутки.

[1] В среднем, на современном объекте используется около 7 – 8 базовых технологий хранения: от фронтальной паллетной, до консольного хранения металлопроката, мобильных и гравитационных систем, автоматических кранов-штабелеров и др.

[2]Расположение технологических участков склада относительно его геометрических параметров и расположение оборудования на участках.

[3] Eng. Warehouse Management System. Системауправленияскладом.

[1] Диагностика уровня компетенций до начала обучения


 


ЛИДЕР В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ!

Курсы по логистике в соответствии с мировыми стандартами и лучшими практиками проводятся крупнейшими специалистами. Обучение проводится на самой современной инновационной базе, позволяющей изучать наиболее эффективные технологии и методы в «живом» режиме. Подробнее »

НАШИ НОВОСТИ

Пресс-конференция CeMAT RUSSIA: о новых форматах выставки

Пресс-конференция CeMAT RUSSIA: о новых форматах выставки19 сентября 2018 года открылась Международная выставка CeMAT RUSSIA – единственная специализированная выставка по интралогистике в России. Выставка проходит в Москве, «Крокус Экспо», павильон 3, зал 12.


LOGBOOK. Настольная книга для организации логистики склада

LOGBOOK. Настольная книга для организации логистики складаПрезентация LogBook – настольной книги для организации логистики склада.


КСЛ выступит ключевым партнером деловой программы Форума CeMAT Russia - 2018

КСЛ выступит ключевым партнером деловой программы Форума CeMAT Russia - 201819-21 сентября в МВЦ «Крокус Экспо» пройдет 9-я Международная выставка складской техники и систем, подъемно-транспортного оборудования и средств автоматизации склада CeMAT Russia - 2018. Координационный центр логистики 19 сентября примет комплексное участие в выставке.


НОВОСТИ ЛОГИСТИКИ

Конференция Логистика будущего пройдет в Ставрополе 16 ноября

16 ноября 2018 г. в Ставрополе состоится федеральная конференция «Логистика будущего: ПерезаГРУЗка». Она пройдет на площадке гостиницы «Интурист-Ставрополь», проспект Карла Маркса, 42, конференц-зал.

Второй Международный форум «СКЛАДЫ РОССИИ» соберёт в Санкт-Петербурге c 14 по 16 ноября ведущих игроков рынка!

В фокусе форума самые актуальные темы, которые обсудят 30 российских и зарубежных экспертов из Германии, Испании, Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Екатеринбурга, Новосибирска, Хабаровска и ряда других городов. Будет подробно рассмотрен европейский опыт последних 20 лет, а также ключевые показатели рынка складской недвижимости России по итогам 2018 года. В рамках деловой программы эксперты обсудят главные тренды, востребованные форматы, цифры и факты.

В этом году на CeMAT Russia – новая экспозиция робототехники для склада и интралогистики

В этом году на CeMAT Russia – новая экспозиция робототехники для склада и интралогистики

ПАРТНЕРЫ

Специализированный
научно-практический
журнал

Работа в России