Внешняя торговля: к вопросу о рисковых событиях и надежности цепей поставок

Cтатья опубликована в №7 журнала “Российский внешнеэкономический вестник” за 2020 г. с.93-103

В 2013 г. США объявили экономические санкции против России в связи с “делом Магницкого”. В 2014 г. США, ЕС и некоторые другие страны ввели экономические санкции против целого ряда российских юридических и физических лиц. В последующие годы, включая и текущий 2020 г., санкции продлевались, расширялись и причин, чтобы они были сняты нет. Даже если некоторые страны Евросоюза будут заявлять о необходимости их снятия, голосования, которое должно быть единогласным, не будет, причем временных границ нет.

В этой связи остро стоит вопрос о противодействии им и разработке мер, направленных на снижение воздействия рисков при поставках различных грузов российским потребителям. Риски относительно срывов сроков поставки по разным причинам много, достаточно присмотреться к проекту реализации строительства газопровода Северный поток-2. Указания что-то приостановить, что-то запретить, не предоставить разрешение на транспортировку можно ожидать в любой момент. Какие меры можно предпринимать в условиях неопределенности и как формировать цепи поставок, каким образом можно оперативно переформатировать поставки и посвящена данная статья.

Одной из наиболее важных задач, определяющих эффективность деятельности компании, является повышение безопасности потоков товаров и материально-технических ресурсов в цепях поставок, достигаемое снижением неопределённости и воздействий внешней среды на поток.

Из-за сложности компенсации последствий рисковых событий при длинном плече поставки или исполнения заказа, например, при международных поставках, надёжность цепи поставок приобретает особую важность. Повышение надёжности цепи поставок достигается изучением, анализом и выявлением “слабых” (или “узких”) мест, проведением мероприятий по их усилению. Устойчивость цепи поставок компании к возмущениям этих слабых мест цепи поставок определяется достижением баланса возмущающих и управляющих воздействий, а также количеством и видами ресурсов, которые компания использует для достижения этого баланса.

Один из наиболее важных и ресурсоёмких процессов для любой – и торговой, и производственной – компании, это формирование запасов. Частью совокупного запаса, нередко очень значимой по объёму и потребности в ресурсах, является страховой запас, формируемый для компенсации негативных последствий рисковых событий. С одной стороны, формирование страхового запаса требует значительных ресурсов:

  • Финансовых – для закупки товаров и МТР, их доставки и обслуживания ресурсов, вложенных в запас.
  • Складских – для обеспечения надлежащих условий выполнения погрузочно-разгрузочных работ, приёмки поставок, а также для хранения страхового запаса.
  • Управленческих и контрольных – для обеспечения минимизации порчи при хранении запасов, в том числе от окончания срока годности товаров и МТР.

С другой стороны, при высоких рисках и высокой цене ошибки компания, в качестве последствий рискового события, может понести значимые убытки и потери.

Соответственно, одним из важнейших решений является решение о необходимости формирования страхового запаса и его размере.

Чтобы минимизировать совокупные затраты и потери, необходимо понять, зачем формируются страховые запасы.

Для этого необходимо провести классификацию товаров ассортимента или номенклатуры МТР по параметрам:

  • Значимость вероятности рискового события:
    • рисков в спросе,
    • рисков в поставках.
  • “Цена ошибки”.

Одни из основных проблем, возникающих при формировании и управлении товародвижением в цепях поставок, – значительное количество неопределённостей. Откуда вытекает необходимость анализа этих неопределённостей и прогнозирования возможных рисков при управлении цепями поставок.

На этом этапе обычно проводится анализ текущей ситуации и тенденций, прогнозируется, что будет происходить “в состоянии покоя” – то есть при отсутствии внешних воздействий на экономическую систему компании вне зависимости от её размеров; оцениваются и анализируются существующие и прогнозируемые неопределённости, связанные с ними рисковые события, характеристики этих событий и возможные последствия.

Помимо этого, в процессе анализа моделируются решения и способы снижения негативного влияния рисковых событий на эффективность работы организации, что также приводит к объективному снижению рисков. Также риски и неопределённости являются неотъемлемой составляющей принятия решений.

В практической деятельности компаний одной из наиболее важных задач является повышение безопасности потоков товаров и МТР в цепях поставок, достигаемое снижением неопределённостей и воздействий внешней среды на эти потоки. Повышение безопасности потоков достигается изучением, анализом и выявлением “слабых” (или “узких”) мест, проведением мероприятий по усилению или, как иногда говорят, “расшивке” этих слабых мест.

Наибольшее количество неопределённостей возникает для “длинных” цепей поставок при длительных сроках исполнения заказов в них, например, при закупках товаров и материально-технических ресурсов (МТР) с длительным сроком производства либо длительным плечом поставки (Lead time). В частности, при обеспечении поставок из стран Юго-Восточной Азии, Южной Америки или сложного оборудования из стран ЕС.

Под неопределённостью понимается свойство системы, следствием которого является появление либо существование вероятности возникновения рисковых событий, которые могут оказать негативное влияние на совокупные затраты и издержки в цепи поставок, либо вследствие неопределённости могут возникнуть дополнительные возможности для компании, например, по увеличению объёма продаж.

Риском обычно называется мера, указывающая как на ущерб, который может понести компания вследствие рискового события, так и на размер этого ущерба.

В значительной степени на эффективность работы организации в целом, на наличие рисков отклонений от заданных нормативов и технологических процессов влияют участие людей в деятельности организации и зависимость результатов деятельности от человеческого фактора. Они неизбежно будут сказываться на надёжности цепи поставок.

Поэтому организацию необходимо рассматривать как с точки зрения её функционирования в текущем периоде, и её эффективности в нём, так и с точки зрения состояний, к которым организация может прийти в дальнейшем.

Устойчивость цепи поставок, включающая в себя надёжность цепи поставок и отражающая риски в цепи поставок, приводящие к нарушениям производственной программы или снижению продаж из-за срыва или опоздания поставок, позволяет оценить эффективность управления.

Проблема управления надёжностью с точки зрения системного подхода сводится к нахождению баланса между областью риска и возможностями системы управления цепью поставок: когда негативные последствия рисковых событий компенсируются с использованием резервов надёжности и гибкости системы управления. Для обеспечения надёжности, как неотъемлемой части устойчивости цепи поставок, необходимо достижение баланса возмущающих и управляющих воздействий.

Для того чтобы более полно определить понятие надёжности цепи поставок, необходимо рассмотреть понятие отказа цепи поставок.

За отказ цепи поставок принимается событие, связанное с ошибками или нарушениями функционирования системы управления товарным пото-ком в цепи поставок либо нарушениями технологий, которые приводят к невозможности удовлетворения потребности производства либо спроса клиентов в определённой точке цепи поставок.

Необходимо отметить, что товарный поток рассматривается на протяжённости от этапа удовлетворения спроса клиента или потребности производства до этапа формирования и размещения заказа у поставщика.

Некоторыми исследователями предлагается при рассмотрении надёжности цепей поставок использовать аппарат теории надёжности, используемый в машиностроении, – в частности, ГОСТ Р 53480-2009.

Согласно указанному ГОСТу, “надёжность – это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования. Количественно, надёжность оборудования есть величина, обратная интенсивности отказов на заданном интервале времени”.

Надёжность цепи поставок определяется комплексом параметров, состав которого зависит от условий и характеристик конкретной цепи поставок.

“Экономическая надёжность” цепи поставок определяется возможностью поддержания показателей работы системы управления цепью поставок, обеспечивающих своевременное достижение целей системы управления при минимальных комплексных затратах ресурсов.

Надёжность системы управления цепью поставок определяется поддержанием целевого уровня удовлетворения спроса (на товары или готовую продукцию) либо потребности производства (при материально-техническом обеспечении и снабжении) при использовании минимально возможного (для данной системы) объёма затрат и при достижении целей системы управления.

Повышение надёжности в цепи поставок при управлении запасами может быть достигнуто с использованием нескольких подходов:

  • Во-первых, уменьшением существующей неопределённости через снижение вероятности возникновения рисковых событий и их негативных последствий. Для этого используются организационные методы: работа с поставщиками и отладка взаимодействия с поставщиками, клиентами и потребителями, с сервисными и транспортными компаниями.
  • Во-вторых, корректным управлением резервами в виде страховых запасов: максимально точным определением потребности в них, их формированием и своевременным пополнением с целью поддержания в объёме, достаточном для компенсации негативного влияния соответствующих рисковых событий.

Для корректного управления резервами, необходимо ответить на не-сколько вопросов:

  • Какие неопределённости существуют? На каких участках цепи поставок они возникают? Как они скажутся на надёжности цепи поставок?

Например, при отгрузках конкретного товара или ресурса отклонение в сроках отгрузки может быть незначимым, но из-за длительности доставки возникают риски увеличения её продолжительности. Либо на маршруте существует опасность пиратства. Либо, возможно, поставщик отгружает “точно в срок”, отклонения от расчётного срока доставки минимальны даже при длительном маршруте поставки и некритичны, но срок поставки может быть увеличен из-за задержек при таможенном оформлении.

  • Какие конкретные рисковые события являются следствием неопределённостей, и каковы последствия этих событий для цепи поставок?
  • Какие товары и материально-технические ресурсы имеют наибольшую “цену ошибки” при достижении и поддержании уровня надёжности цепи поставок?
  • Какой уровень удовлетворения спроса (в товарах и готовой продукции) или потребности (при снабжении производства) является необходимым и достаточным для разных (совокупно и по отдельности) товаров и МТР в цепи поставок?
  • Какими методами будет проводиться анализ рисков, какие методы будут использоваться для определения объёма страховых запасов, необходимого и достаточного для обеспечения целевого уровня удовлетворения спроса или потребности?
  • С какой периодичностью должно обеспечиваться пополнение страховых запасов?

Для компаний, имеющих распределённое производство либо сеть подразделений и филиалов, дилерские сети, приобретает важность вопрос о распределении страховых запасов в сетях поставок. Этот же вопрос, наряду с консолидацией потребности филиалов, важен при закупках у распределённой сети поставщиков для оптимизации поставок. В частности при закупках у поставщиков, расположенных в разных частях КНР и необходимости обеспечения максимально возможного ассортимента на филиалах компании.

Неопределённости в цепи поставок

Выделяют несколько основных группы источников неопределённости:

  • Факторы, имеющие непосредственное отношение к объекту взаимодействия.

Своевременность отгрузки поставщиком, комплектность поставки, соответствие качества и количества стандартам или спецификациям и характеристикам, прописанным в договоре, и т.п.

  • Факторы, относящиеся к среде деятельности: неопределённость воздействия среды на “погруженные” в неё объекты.

Это могут быть факторы, связанные с погодными и климатическими явлениями, например, при поставках морским транспортом погодный фактор оказывает значительное влияние на неопределённости поставок, высокую значимость также имеют политические факторы.

  • Факторы неопределённости, нечёткости мышления и знаний человека – субъективная неопределённость.

Они могут относиться к используемым в компании методам и моделям прогнозирования, влияющими на формирование неопределённости. Нередко они связаны с квалификацией специалистов, занятых анализом и прогнозированием, используемым инструментарием, программным обеспечением.

  • Факторы неопределённости и нечёткости, противоречивости знаний и данных, неопределённостью процедур.

Эти факторы часто связаны с недостаточной глубиной анализа, с методиками, используемыми при анализе и прогнозировании, степенью влияния мнения экспертов, могущим как снизить, так и увеличить неопределённость.

С точки зрения принятия решений неопределённость характеризуется неизвестным количеством возможных исходов, следствий какого-либо события или решения, – последствий этого события, которые, к тому же, не все могут быть известны.

Риск подразумевает то, что вероятные последствия события или решения известны.

В цепях поставок с продолжительным периодом исполнения заказа одновременно существуют несколько видов неопределённостей.

Какие рисковые события являются следствием неопределённостей?

Риск является событием, которое имеет свои параметры и характеристики. Рисковое событие является следствием наличия у системы свойства неопределённости. Далее под “рисками” будут подразумеваться именно рисковые события и их характеристики.

Не все воздействия, возмущающие цепь поставок, оказывают значимое для компании влияние на эффективность цепи поставок в части её устойчивости: как по виду риска, так и последствиям события.

Следствием существования рисков являются опасности двух видов:

  • Опасности первого рода определяют риск упущенной выгоды или неиспользования возникающих возможностей.
  • Опасности второго рода определяют риск прямых потерь и убытков.

В цепи поставок риски можно сгруппировать следующим образом:

Риски неопределённости в спросе и потребности

Невозможность точного определения спроса в планируемом периоде связана с множеством факторов, одним из которых является “горизонт планирования” – промежуток времени от момента окончания планирования до начала планируемого периода. Наиболее ярким примером является поставка с длинным плечом. Например, при закупках в КНР, странах ЮВА, Индии горизонт планирования может составлять до 140-180 суток. Даже при поставках из Европы, срок поставки из которой занимает от 5 до 16 суток, с учётом производства и упаковки товаров в соответствии с требованиями российского законодательства, горизонт планирования может составлять от 30 до 120 суток. За этот продолжительный период может произойти значительное количество разнообразных событий, которые окажут влияние на спрос.

Риски могут включать в себя, опасности, как первого, так и второго рода.

Для торговых компаний нередко возникает риск опасностей первого рода: при увеличении (непредвиденном и не прогнозируемом) спроса относительно план продаж, сформированные с целью его выполнения, запас и поставки, могут не позволить использовать возникшие возможности из-за недостаточности запаса для удовлетворения увеличившегося спроса.

Для производственных компаний риски увеличения потребности производства могут вызывать опасности, как первого, так и второго рода:

  • Риски первого рода – при увеличении (непредвиденном и не прогнозируемом) спроса на готовую продукцию относительно плана сбыта.
  • Риски второго рода – при увеличении потребности в МТР, ис-пользуемых в производстве, но непосредственно не относящихся к сырью и комплектующим материалам, из которых производится готовая продукция.

Опасности второго рода при рисках неопределённости в спросе вероятны при снижении спроса на товары или готовую продукцию и имеют последствия в виде убытков и избыточных затрат, в частности:

  • Формирование избыточного запаса, отвлекающего средства.
  • При ограничениях в сроках реализации либо использования – списание готовой продукции или товаров, либо сырья и комплектующих материалов.

Риски неопределённости в спросе возникают, в том числе, вследствие воздействия:

  • Факторов, относящихся к среде, – политических, климатических и погодных.
  • Факторов организационных и управленческих аспектов данной организации: неопределённостью, нечёткостью и∣или противоречивостью информации, знаний, процедур.
  • Факторов нечёткости и неопределённости мышления и знаний, связанных с аналитикой, прогнозированием и планированием.

К такому воздействию может относиться, например, отсутствие анализа дефицита в прошлых периодах перед прогнозированием спроса или потребления.

Влияние факторов, относящихся непосредственно к компании, как объекту и её особенностям, также может оказывать значительное влияние на рост неопределённостей в спросе, например, недостаточность финансирования закупок необходимых товаров и МТР. Значимое влияние на рост неопределённости в спросе оказывают и факторы, при которых как объекты выступают клиенты организации, у них может не хватать средств на закупку, либо, возможно, они нашли другого поставщика, и т.п.

Риски неопределённости в поставках

Источником рисков неопределённости в поставках может быть любой из вышеперечисленных факторов.

Риски неопределённости в поставках могут иметь последствиями опасности второго рода:

  • Для торговых компаний – потери, связанные с невыполнением плана продаж при срыве либо задержке поставок; поставке товара в количестве, менее заказанного; поставке некачественного товара, комплектности поставки, пересортице и т.д.
  • Для производственных компаний это могут возникать убытки, связанные с невозможностью выполнить план продаж при срыве либо задержке, некомплектности поставок, поставкой некачественных МТР и сырья, а также риски, связанные с затратами на простой производства, нарушением технологии, авариями, негативными воздействиями на экологию и т.д.

Риски ошибок в распределении

Риски ошибок в распределении нередко возникают вследствие факторов, связанных с

  • управлением распределением в конкретной организации, – неопределённостью, нечёткостью или противоречивостью знаний, информации или процедур;
  • нечёткостью и неопределённостью мышления и знаний человека, связанных с аналитикой, прогнозированием и планированием распределения товаров и МТР по подразделениям, представительствам и филиалам.

Ошибки в распределении зачастую одновременно имеют следствием опасности, как первого, так и второго рода.

При ошибках в распределении товаров по филиалам опасности первого рода возникают при отсутствии поставки либо несвоевременной поставке необходимого товара в требуемом количестве на филиал 1.

Опасности второго рода возникают, когда при этом данный товар либо поставляется на филиал 2, на котором он пользуется низким спросом, либо остаётся на распределительном складе сети. На филиале 2 либо на складе возникают дополнительные затраты, связанные с хранением товара и обслуживанием запаса. При этом компания уже понесла затраты на закупку и доставку до распределительного склада либо филиала 2. В последующем возникает вероятность дополнительных затрат, связанных с перемещением этого товара на филиалы, на которых он пользуется бо́льшим спросом и будет реализован быстрее, чем на филиале 2.

Для снижения затрат на распределение товаров и издержек, связанных с рисками неопределённости в распределении, при поставках от поставщиков, распределённых, например, по КНР, некоторые компании открывают склады консолидации, с которых производится комплектация поставок и их отгрузка непосредственно на филиалы.

При централизованном управлении запасами, распределением и рисками, компания может получить значительное сокращение затрат и издержек, связанных с затратами на хранение и дефицитом товара, за счёт эффекта масштаба.

Какие товары и материально-технические ресурсы являются критичными либо значимыми для достижения и поддержания уровня надёжности цепи поставок?

Следствием ошибок планирования производства и поставок нередко являются недостаточный запас товаров или МТР для обеспечения производства.

Перед началом планирования необходимо провести подготовительную работу по анализу спроса по номенклатуре товаров или потребности в МТР (для производства) на наличие “разрывов” между спросом на товар либо потребности в МТР и фактическим запасом в прошедших периодах, – анализ дефицита с определением бездефицитного спроса.

Провести анализ тенденций спроса или потребности, анализ жизненного цикла, а также учесть планы компании на развитие.

В частности, необходимо классифицировать ассортимент и номенклатуру МТР по “цене ошибки”, – как минимум, провести ABC-анализ в его классическом варианте с использованием принципа Парето по нескольким параметрам.

Для торговых или снабженческих организаций это будут:

  • доля в объёме выручки при бездефицитном спросе,
  • доля в прибыльности при бездефицитном спросе,
  • доля в количестве запросов клиентов и потребителей.

Для производственных компаний необходимо проанализировать долю в стоимости вовлечения (использования в производстве), а при невозможности – в затратах на закупки. Многие компании не имеют возможности анализа по объекту “стоимость вовлечённого” или “стоимость использованного” в производстве, поэтому используется объект анализа “затраты на закупки”, с допущением “много закупается ≈ востребован производством”.

Товары и МТР, вошедшие в группу “A” при анализе по любому параметру относятся к общей группе A. Они имеют самую высокую “цену ошибки”: риски и первого, и второго рода для них являются наиболее значимыми как по вероятности риска, так и в последствиях рисковых событий.

Также стоит проанализировать комплиментарные продажи для торговых и “неформальный комплект” – для производственных компаний.

Производственным компаниям необходимо провести анализ номенклатуры снабжения запасными частями, узлами, агрегатами и прочими МТР, предназначенными для поддержания и обеспечения деятельности производственного оборудования, ещё и по группам критичности для поддержания производства.

Анализ жизненного цикла можно провести с использованием матрицы ABC-XYZ (XYZ-анализ проводится методом “точность-исполняемость”).

По результатам проведённого анализа определяются товары и МТР, с делением по “цене ошибки”:

  • наиболее критичные для компании,
  • не критичные, но значимые и
  • малозначимые.

Какой уровень удовлетворения спроса или потребности является целевым для разных позиций?

После классификации товаров и номенклатуры МТР по “цене ошибки” определяются показатели целевого удовлетворения спроса и показатели целевого покрытия рисков, которые будут характеризовать объём потребности в страховом запасе.

Например, целевое покрытие 80% рисков неопределённости спроса означает, что страховой запас позволяет компенсировать 80% зафиксированных в статистике, вероятных превышений запланированного объёма продаж или потребления.

Целевое покрытие при наличии рисков неопределённости спроса в общем случае может составлять:

  • Для товаров и МТР группы A – 80%,
  • Для товаров и МТР группы B – 50-60%,
  • Для товаров и МТР группы C – 0%.

Для товаров группы C страховой запас в части рисков неопределённости спроса нет смысла формировать из-за невысокой “цены ошибки” – незначительности издержек и потерь. При превышении спроса на товары группы C даже на 100% к плану, потери в выручке не превысят 2-3%, что гораздо ниже обычной погрешности планирования.

Оптимальное целевое покрытие рисков неопределённости в поставках в общем случае достаточно:

  • Для МТР 1-й группы критичности – 100%,
  • Для товаров и МТР группы A – 80%,
  • Для товаров и МТР группы B – 50-60%,
  • Для товаров и МТР группы C – 30%.

В итоге при наличии одновременно рисков неопределённости в спросе и рисков неопределённости в поставках возникает возможность поддержать уровень удовлетворения спроса или потребности с вероятностью:

  • 96-98%, для товаров и МТР группы A,
  • около 80% для товаров и МТР группы B, и
  • около 30-50% для группы C.

Дж.Р. Сток в своё время предложил формулу расчёта страхового запаса при сопутствующих рисках в спросе и поставках.

Sсопутствстрах= √(T̄(σV)2+V̄(σT)2

где

  • Tсредн – средний срок выполнения поставки, дней.
  • σV – среднеквадратичное отклонение в объёме ежедневного объёма продаж или потребления, ед. в день.
  • Vсредн – среднедневной объём продаж или потребления, ед. в день.
  • σT – среднеквадратичное отклонение в сроке исполнения поставок, дней.

Но на практике нормальный закон распределения вероятности не соответствует отклонениям, и его использование не может быть признано удовлетворительным.

Также необходимо отметить, что в приведённой выше формуле нарушена размерность вычислений, поскольку размерность страхового запаса составляет единицы измерения товара или МТР: штук, тонн, литров или м3 и т.д., но размерность подкоренного выражения в результате вычисления будет разительно отличаться от размерности страхового запаса.

Очевидно, что для соблюдения размерности приведённая формула должна иметь вид:

Sсопутствстрах= √ (T̄2V)2+V̄2T)2

Ещё одним из недостатков методов, часто используемых при определении потребности в страховых запасах, является то, что в них не учитывается целевой показатель надёжности цепи поставок, который должен позволить обеспечить рассчитываемый страховой запас.

В случае использования методов, предлагаемых Бауэрсоксом и Стоком, надёжность цепи поставок, даже в случае соответствия распределения вероятностей нормальному, не превысит в общем случае 80-84%, что может оказаться недостаточным для достижения целей компании.

Литература и информационные источники:

1. ГОСТ 27.002-89. Надёжность в технике. Основные понятия. Термины и определения. – Введ. 1990-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 1990. – 32 с.

2. Голубчик А.М. Перевозка завершена. Что далее: принимаем груз от перевозчика или товар от поставщика? ∕∕ Логистика сегодня. – 2018. №1 с. 58-64

3. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Цикл PDCA Деминга. Современное развитие ∕∕ Проблемы экономики и менеджмента №2(54) 2016 г., стр. 3-28.

4. Качалов Р.М. Управление экономическим риском: Теоретические основы и приложения: монография. – М.; СПб.: Нестор-История, 2012. – 248 с.

5. Кузнецова Е.Ю., Крылатков П.П., Минеева Т.А., Подоляк О.О. Современный стратегический анализ: учебное пособие ∣ Е.Ю. Кузнецова [и др.]. Екатеринбург: Уральский федеральный уни-верситет, 2016. – 132 c.

6. Лычкина Н.Н. Имитационное моделирование динамичных цепей поставок ∕∕ Сборник трудов восьмой Всероссийской научно-практической конференции по имитационному моделированию и его применению в науке и промышленности (ИММОД-2017). Санкт-Петербург, 18-20 октября 2017 г., стр. 131-137.

7. Минцберг Генри Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента ∕ Минцберг Генри, Альстранд Брюс, Лампель Жозеф. – Электрон. текстовые данные. – М. : Альпина Паблишер, 2016. – 365 c.

8. Нагловский С. Н. Экономика и надёжность логистических контейнерных систем: моногр. – Ростов н/Д: РГЭА, 1996. – 139 с.

9. Орлов А. И. Теория принятия решений. Учебное пособие ∕ А.И. Орлов.– М.: Издательство “Экзамен”, 2005. – 656 с.

10. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: пер. с 4-го англ. изд. – М.: Инфра-М, 2005.– 797 с.

11. Теренина И. Анализ неопределённостей в цепях поставок ∕∕ РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. №2 за 2012 г. стр. 95-97 – Издательство: Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (Москва).

12. Чурилов Р.Л. Современная методология анализа надёжности цепей поставок ∕∕ Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. №4 2011 г., стр. 134-147

13. Шиков В.О. Управление запасами. Грузоведение ∕ Учебное пособие – М.: 2018 г. – 358 с.

14. Шульженко Т. Г. Оценка надёжности складских систем с использованием логических моделей отказов ∕∕ Логистика и управление цепями поставок. – 2010. – №41. Стр. 22-27

15. Щербанин Ю.А., Шиков В.О. Рисковые события и их характеристики ∕∕ Научные труды. – М.: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2019. – С. 54-74.