Стоит ли переходить к штрихкодированию на складе?
ДИЛЕММА
Увеличивающееся разнообразие товаров, ставшее приметой последних лет, поставило перед выбором не только крупные магазины, но и склады, работающие с широким товарным ассортиментом. Многим из них на определенном этапе приходится решать, продолжать работать по старому, пусть и с помощью электронных систем, или переходить к контролю и учету товаров на основе систем штрихового кодирования.
Ниже рассматриваются некоторые аспекты штрих-кодирования, которые, надеюсь, помогут специалистам п логистике различных предприятий и складов принять решение о том, стоит ли использовать эту технологию для указанных целей. В случае положительного ответа на этот вопрос, следует ответить и на другие: печатать ли штриховой код непосредственно на упаковке товаров или на отдельных этикетках, наклеивать эти этикетки на все или лишь на некоторые упаковки, менять ли систему учета при внедрении штрихового кодирования и т. д.
АНАТОМИЯ ШТРИХ-КОДА
Штриховой код - это графическое изображение цифрового номера товара в виде, пригодном для автоматического считывания с помощью сканера. Современные программы, используемые на производстве, в торговле и на складах позволяют находить по цифровому коду товар в номенклатурных справочниках для дальнейшего проведения с ним учетных приходно-расходных операций.
Наибольшее распространение в настоящее время получила система EAN-13 международной неправительственной организации EAN International. В соответствии с этой системой товар кодируется 13 цифрами, из которых 12 полностью определяют товар, а 13-я является контрольной. По этой цифре при необходимости можно определить, действительно ли на упаковке товара стоит штрих-код, присвоенный данной организацией. Следует заметить, что наличие штрих-кода на товаре не является свидетельством того, что он сертифицирован на предмет соответствия его качества мировым стандартам. Штрих-код не содержит также информации о свойствах товара.
Штриховой код EAN-13 имеет следующую структуру:
- 3 цифры - код национальной организации, являющейся членом EAN International (например, 460-469 - «ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ»);
- 6 цифр - регистрационный номер предприятия, присвоенный национальной организацией;
- 3 цифры - порядковый номер продукции внутри предприятия;
- последняя 13-я цифра - это контрольное число.
Применяется следующий порядок вычисления контрольного числа:
- Все разряды нумеруются справа налево, начиная с контрольной цифры.
- Значения всех четных разрядов, начиная со 2-го справа, складываются.
- Полученная сумма умножается на 3.
- Значения всех нечетных разрядов, начиная с 3-го справа, складываются.
- Складываются результаты, полученные в пунктах 3 и 4.
Значение контрольного разряда - это наименьшее число, сумма которого с результатом, полученным в пункте 5, кратна 10.
Принцип присвоения кодов, используемых только внутри предприятия или торговой сети, отличается от принятого в ЮНИСКАН. Типичный пример кодов, принятых, например, в супермаркетах, представлен в таблице. Главное требование, которое должно быть выполнено в этом случае, заключается в том, чтобы код начинался с цифры 2. Она означает, что код предназначен для использования только на данном предприятии, складе, супермаркете.
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
Перед предприятиями, потребителями продукции которых в конечном итоге являются покупатели крупных магазинов и супермаркетов (особенно если речь идет о торговле за пределами России), рано или поздно возникает вопрос о необходимости вступления в организацию ЮНИСКАН с целью получения официальных кодов на свою продукцию. Формально получение кодов является бесплатным, но в действительности приходится платить вступительный взнос и ежегодные членские взносы порядка 300 долларов для организаций-членов «ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ». Кроме того, существуют и определенные временные затраты - до двух недель на получение кодов по заявке из 20 позиций.
Важным аспектом при поставке товаров со штриховыми кодами является то, что товар, упакованный в разные упаковки (по весу или количеству в упаковке), должен иметь отличающиеся штрих-коды. Например, бутылки с кока-колой емкостью 0,33 л и 0,5 л имеют разный код, бутылка кока-колы и упаковка с 6 бутылками кока-колы также должны иметь разный штрих-код (речь не идет о транспортной упаковке, кодируемой по системе EAN-14).
На российском сайте ассоциации ЮНИСКАН (www.ean.ru) дано определение видов упаковок: «Под единичной упаковкой понимают отдельную единицу товара, которая проходит через кассу (например, пачка сигарет). Под групповой упаковкой понимают объединение в единой таре группы единичных упаковок для продажи через кассу (например, блок сигарет)». Этот момент является очень важным. К сожалению, в системах учета товаров со штриховыми кодами в различных торговых сетях он порой не принимается во внимание. Встречаются случаи, когда на упаковку, например, с 20 единицами товара супермаркет просит не наносить штрих-код поставщика «во избежание путаницы», так как на каждом изделии внутри коробки имеется свой код. Иногда на коробку с теми же 20 изделиями заказчик товара просит поставщика нанести такой же штриховой код, как и на единичные изделия, находящиеся в коробке.
В договоре поставки следует перечислить все коды на единицы и групповые упаковки единиц товара, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы и не было поводов для предъявления штрафных санкций.
В моей практике неоднократно бывали случаи, когда не вся продукция поставщика, уже заказанная клиентами, имела штриховой код ЮНИСКАН. Можно предложить два временных выхода из данного положения, которые позволят не упустить заказы.
- 1. Нанести на первые поставляемые партии товара штрих-код клиента (большинство супермаркетов присваивают товарам свои внутренние коды), оговорив, что в дальнейшем, после получения кодов из ЮНИСКАН, товар будет поставляться с этими кодами.
- 2. Оплатить покупателю услуги по штрих-кодированию в случае согласия покупателя отгрузить продукцию без кодов. Некоторые супермаркеты идут на такой шаг, однако оценивают эти услуги очень дорого.
Для предприятий, выпускающих товары повседневного спроса, особенно если речь идет о расфасованном товаре, вопрос об использовании штрихового кодирования не стоит - штрих-коды печатаются непосредственно на упаковке или на этикетке товара, иначе он просто не появится в продаже в крупных магазинах. Обычно штрих-код наносится на упаковку еще на фабрике, которая ее поставляет.
По другому обстоит дело на предприятиях, выпускающих разнородную продукцию, которая упаковывается в одинаковые коробки. Достаточно часто на таких предприятиях обозначение артикула товара, находящегося в коробках, наносится специализированным принтером, не предназначенным для печати штрих-кодов. При этом нередко возникает необходимость отгружать некоторую часть продукции со штрих-кодами.
Наиболее простым решением в данном случае может быть покупка принтера для печати штрих-кодов на отдельных этикетках. Эти этикетки наклеиваются на коробки непосредственно перед отгрузкой конкретному потребителю, который работает только с продукцией, имеющей штриховой код. Стоимость подобных принтеров, имеющих разные возможности и производительность, колеблется в пределах от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов.
Стоимость этикетки со штрих-кодом может достигать 30-40 копеек в зависимости от ее размера, качества материала, из которого она сделана и вида печати. Так, в частности, термотрансферная печать позволяет достаточно долго сохранять считываемое изображение штрих-кода при хранении товара в условиях минусовых температур или при непосредственном воздействии прямого солнечного света.
ШТРИХ-КОДИРОВАНИЕ НА СКЛАДЕ
Использование штрих-кодирования на складах с большим количеством позиций и хорошим оборотом является, безусловно, целесообразным, особенно, если речь идет о товарах, схожих по внешнему виду, но отличающихся, например, по фасонам или размерам, не говоря уже о фасованных продовольственных товарах. Основным результатом введения штрих-кодирования является значительное снижение пересортицы и повышение скорости оформления расходных документов при отгрузке товара со склада. Существенно ускоряется проведение инвентаризаций с помощью сканера с радиочастотным терминалом, поскольку отпадает необходимость вручную переписывать каждую позицию, находящуюся на складе.
Если код товара занесен в номенклатурный справочник склада, значительно повышается скорость приемки грузов. Создание приходной накладной сводится фактически к сканированию штрих-кодов принимаемых на склад товаров. Исчезает необходимость вести долгий поиск в справочнике каждого товара и заносить его в накладную. Такая практика распространена сейчас достаточно широко, например многие отделы приемки супермаркетов работают по этому принципу.
Другое дело, если товары при поступлении на склад не имеют штрих-кодов. Здесь в силу вступает правило: чтобы сэкономить много времени, надо его сначала немного потратить. Принципиально важно, чтобы этикетки со штрих-кодами наклеивались на товар до раскладки в зоне хранения. Этот процесс должен быть четко налажен. Нужно избегать соблазна одномоментной выгоды - «мы только разок отпустим товар без штрих-кода, вот клиент ждет». Известно, к чему порой приводят благие намерения: ситуация будет повторяться раз за разом. Стоило ли тогда тратить деньги на дорогой принтер, сканеры, расходные материалы.
При печати этикеток желательно, чтобы на них помимо штрих-кода размещалась дополнительная информация о товаре, хотя бы обозначение артикула. Если указаны еще и отличительные особенности товара (например, «пиджак син. р. 52»), это существенно облегчает работу при наклейке этикеток. Только в этот момент может зародиться пересортица из-за неправильной наклейки штрих-кодов, потом ее просто не будет. Во многих складских программах, в частности в последних версиях 1С, предусмотрена возможность нанесения дополнительной информации на этикетки со штрих-кодами. Эта возможность, которая реализуется обычно программистами или администраторами, становится особенно актуальной, когда для наклейки этикеток используется привлеченный со стороны персонал. Наклейка должна проводиться под руководством опытного и ответственного кладовщика, хотя гораздо лучше, конечно, использовать свой персонал. По крайней мере потом, в случае выявления ошибок, есть с кого спросить.
Усилия, потраченные на нанесение штрих-кода, обычно с лихвой окупаются при отпуске товара со склада. Товар, собранный отборщиком по маршрутной карте, перепроверяется кладовщиком с помощью сканера за короткий промежуток времени. При этом параллельно формируется расходная накладная. Некоторые склады, хранящие товары только со штрих-кодами, позволяют себе запускать на склад клиентов, чтобы они сами выбирали себе товар, как в магазине самообслуживания.
Нужно отметить, что вышесказанное относится к складам с большим оборотом, когда важно быстро и без пересортицы собрать заказ из многих позиций. Даже в крупных организациях, не говоря уже о складах среднего и малого масштаба, следует оценивать затраты на персонал для наклеивания штрих-кодов, сканеры, расходные материалы, принтер, а точнее, два принтера (практика показывает, что поломка оборудования такого рода частично, а иногда и полностью парализует работу склада на приемке, ведь к хорошему привыкаешь быстро). Предполагаемые затраты нужно сопоставить с ожидаемым эффектом от внедрения штрих-кодирования. Есть смысл пояснить на примере, во что обходится штрих-кодирование.
СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ? |
В данном примере мы не учитываем возможные затраты на оплату труда стороннего персонала, например программистов. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безусловно, технологии штрих-кодирования уже настолько вошли в нашу повседневную жизнь и настолько широко распространены сейчас, что вопрос, внедрять их или нет на многих крупных предприятиях и в торговых сетях уже не стоит. Производители, желающие, чтобы их продукция реализовывалась через эти торговые сети, также будут вынуждены его ввести. Даже не очень крупные склады с большим товарным ассортиментом рано или поздно тоже придут к этому. Что же касается небольших складов, многие из которых входят в состав различных предприятий, то здесь внедрение технологий штрих-кодирования будет зависеть не только от разнообразия ассортимента, но и от того, насколько широко эти технологии распространены на всем предприятии.