20 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ!
ФЛАГМАН БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ И SCM С 1997 ГОДА
ММЛФ201820-21 дек Управление запасамиLogBook

Оформление грузов на границе сократится до минут

Завтра правительство рассмотрит концепцию развития таможенной службы России на ближайшие годы.

Таможенники предлагают кардинальным образом изменить принципы организации работы контролирующих органов на границах, интегрировать их электронные сети, а также "внедриться и надолго поселиться" в компьютерах крупнейших компаний-импортеров. Документ затрагивает интересы как бизнеса, так и многих министерств и ведомств, заставляя их серьезно перестраивать свою работу. Накануне заседания правительства корреспондент "РГ" встретилась с заместителем руководителя Федеральной таможенной службы Леонидом Лозбенко, который возглавлял разработку стратегической концепции.

- Леонид Аркадьевич, почему именно сегодня возник вопрос о концепции, когда у таможенной службы есть многочисленные целевые программы развития?

- Потому что дальше в одиночку уже идти не можем. Нужны скоординированные усилия с другими ведомствами. После событий 11 сентября все таможенные службы мира получили своеобразную задачу - определить свою роль в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков. То есть резко усилить контроль на границе. При этом российская экономика на взлете, переживает внешнеторговый бум - товарооборот за последние годы увеличился на треть, страна вступает в ВТО. В этих условиях таможня вынуждена балансировать, с одной стороны - строгий контроль, беспощадная борьба с коррупцией, а с другой - улыбка на лице, содействие бизнесу, облегчению процедур таможенного контроля. Именно поэтому, получив задание от министра экономического развития и торговли Германа Грефа, мы взялись за эту работу, чтобы и таможенники, и другие ведомства взглянули на самих себя и окружающий мир по-новому.

- Выходит, момент истины - как совместить несовместимое?

- Верно.Но если еще несколько лет назад я побоялся бы ответить на вопрос "как", то сегодня с уверенностью говорю, что такая возможность есть. Она - в основе концепции. Главный ее принцип, если сказать образно, - это контроль в виде сервиса.

- Откуда "растет" столь парадоксальный тезис?

- Из электронных технологий, которые сегодня, на 140-миллионный долларовый кредит Всемирного банка, активно осваивает таможня. Именно эти технологии стали локомотивом движения вперед и позволяют нам решать два вопроса в комплексе - упрощение процедур и усиление безопасности.

- Леонид Аркадьевич, по сути вы предлагаете создать на таможне "одно окно". И оставить, непосредственно на линии контроля только две службы, таможенную и пограничную, а остальные пять - фитосанитарную, ветеринарную, транспортную, санитарно-карантинную, миграционную - вывести за зону таможенного контроля. Эксперты этих ведомств утверждают, что в страну хлынут зараженное мясо, нелегальные мигранты, а российских автоперевозчиков вытеснят с рынка иностранные.

- Мне непонятно, на основании чего делаются такие выводы. Ведь наше предложение вовсе не означает, что другие контролирующие органы "выпадут из обоймы". Они физически никуда не денутся. И продолжат свою работу. Мало того, вся документация этих контролирующих органов благодаря "одному окну" в режиме реального времени будет "стекаться" на общий сервер в единую информационную базу. Сократится время таможенного оформления буквально до минут. Сейчас это иногда занимает часы. А что не менее важно, таможенники перестанут работать вслепую. Ведь сегодня нечистые на руку бизнесмены могут представлять липовые санитарные, фито-, ветеринарные сертификаты, просроченные лицензии, фальшивые разрешения, которые практически невозможно быстро проверить. В случае же затруднений при досмотре товаров или подозрений в подделке документов таможенники для выяснения обстоятельств будут приглашать экспертов того или иного контролирующего органа. Это и называется интегрированное управление.

- А другие контролирующие ведомства готовы к этому?

- Готовятся. Мы показали нашу концепцию в действии на примере работы на границе с Финляндией. Специально возили туда, например, главу минсельхоза Алексея Гордеева. Вот смотрите: пункт пропуска с одним информационным сервером, линия контроля, где стоят таможенники и пограничники, вот представители остальных пяти контролирующих ведомств, чьи лаборатории расположены рядом. Весь мир так работает. Мы не изобретаем велосипед. Министр, как нам показалось, был удовлетворен.

- Это понятно, на финской границе - все "с иголочки", пункты пропуска оборудованы дорогостоящими досмотровыми установками, которые, как рентген, просвечивают огромные фуры. А у нас чуть ли не половина пунктов пропуска находятся в крайне запущенном состоянии. К тому же придется построить здания и лаборатории для других служб. Вы считали, в какую копеечку все это вылетит?

- Общая цифра, конечно, большая, но не запредельная. Задача оснастить под новую идеологию сотни пунктов пропуска по стране - гигантская задача, но быстро окупаемая и прибыльная для государства. Кстати, таможенная служба сегодня обеспечивает около 42 процентов доходной части бюджета.

- Бизнес, наверное, тоже не в восторге от ваших идей. Ему придется многое менять в своей работе?

- Я бы так не сказал. Легитимный бизнес полностью поддерживает эту идеологию. Сегодня мы говорим бизнесу: "Пустите нас в ваши локальные сети для получения исходной информации о ценах на товары и контроле за вашими фирмами-поставщиками. А вы получите статус уполномоченного экономического оператора, "зеленые коридоры" и пост-контроль, то есть проверку соблюдения таможенных законов не на границе, а после выпуска товара в свободное обращение на внутреннем рынке. И тогда не будет таких скандальных ситуаций, как с созданием мини-каталогов на Дальнем Востоке или "серым" ввозом мобильных телефонов. Тогда 68 тысяч таможенников на 62 тысячах километров государственной границы сосредоточатся только на нелегальных поставках, на тех компаниях, которые не хотят сотрудничать с таможней и представляют угрозу национальной безопасности и доходу страны. Белорусские таможенники внимательно следят за реформой своих российских коллег. Один из главных тезисов нашей концепции - перейти от тотального таможенного контроля товаров к контролю за информацией об этих товарах, а также на электронный документооборот. Десятилетиями основную часть своего времени таможенники тратили на решение одной задачи - где, как, какими путями раздобыть проверенную, честную, прозрачную информацию о товарах, грузах, фирмах, чтобы впоследствии, на границе, не задерживать понапрасну эти товары, сократить время их оформления до минут и секунд. Сегодня мы знаем, как это сделать, и все это отразили в своей концепции. Кроме принципов "одного окна", предварительного информирования и электронного декларирования мы предлагаем создать Операционный центр принятия решений, куда бы по каналам электронной связи передавалась информация о рискованных грузах, а подготовленные на ее основе рекомендации в течение нескольких минут направлялись бы в таможенный орган.

- Но для таких нововведений потребуется изменение законодательства?

- В июне этого года на сессии Всемирной таможенной организации в Брюсселе были приняты рамочные стандарты обеспечения безопасности и содействия торговле. Эти стандарты позволят с учетом развития информационных технологий обеспечивать связь между всеми таможнями мира и с экономическими операторами. Разумеется, чтобы адаптировать стандарты на российскую почву нужно будет институционально развить саму службу, внести изменения в некоторые законы, в Таможенный кодекс. Значит, надо это делать. Пора начинать жить по современным стандартам, как бы трудно это не казалось в начале пути.

- Какой все-таки должна быть таможня в идеале?

- Строгой, но дружелюбной. Кроме того, она должна охранять безопасность, содействовать бизнесу, и, как хороший хозяин, уметь считать - сколько из дома ушло, а сколько пришло товаров и денег. А такой реальной статистикой владеет только таможня. Вот почему мы выносим вопрос ее будущего на правительство и говорим, коллеги, нас справедливо критикуют, но пришло время для того, чтобы вместе увидеть свет в конце тоннеля. Российская таможня должна и может стать одной из самых конкурентоспособных служб в мире.

Дата публикации - 07.12.05
ЛИДЕР В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ!

Курсы по логистике в соответствии с мировыми стандартами и лучшими практиками проводятся крупнейшими специалистами. Обучение проводится на самой современной инновационной базе, позволяющей изучать наиболее эффективные технологии и методы в «живом» режиме. Подробнее »

ПАРТНЕРЫ

Специализированный
научно-практический
журнал

Работа в России