20 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ!
ФЛАГМАН БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ И SCM С 1997 ГОДА
19-23 ноября Неделя логистики26-27 ноя Кайдзен29-30 ноября Логистика пром.предприятия4-5 декабря _TWI10-13 дек Логистика склада Федеральный Логистический ФорумLogBook

Результаты IV ежегодного исследования

В конце 2010 года – начале 2011 года Координационным советом по логистике было проведено традиционное ежегодное исследование логистики компаний.

В данной статье мы представим вам основные результаты этого исследования. Исследование, конечно же, не претендует на всеобъемлющую полноту и глобальность. Тем не менее, любые результаты обратной связи с рынком являются ценной информацией для последующих решений и действий по улучшению и развитию бизнеса компаний.

Респондентам были заданы следующие десять вопросов:

1.      Основной бизнес компании.

2.      Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить в 2010 г.?

3.      Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого в логистической системе компании?

4.      Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.?

5.      Прогнозируется ли изменение объема товаропотока компании в 2011 г.?

6.      Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?

7.      Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов (или увеличить их использование) в 2011 году?

8.      Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?

9.      Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?

10.  Какие проблемы/задачи в логистической системе компании вам предстоит решить в 2011-2012 гг.?

В ежегодном исследовании приняли участие руководители и сотрудники сорока семи компаний из различных отраслей экономики (рис. 1):

Рис. 1. Компании-участницы исследования 

 

Наиболее активными респондентами были представители компаний из отраслей розничной торговли (20%), автокомпонентов и логистики (по 13%), FMCG (11%) (рис. 2).

Рис. 2. Основной бизнес компаний 

Ключевая задача, которую решали компании-респонденты в 2010 году -  это оптимизация затрат на логистику (43%) (рис. 3). При снижении затрат на логистику компании обращали внимание на поддержание продаж и текущего уровня качества клиентского сервиса. Компании также поддерживали баланс между затратами на различные виды операций, связанных с закупками, транспортировкой, складированием, управлением запасами, дистрибуцией и другими логистическими функциями, включая управление логистическим персоналом.

Рис. 3. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить в 2010 г.? 

Вторая по приоритетности задача – повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (23%). Удовлетворенность клиентов способствует росту продаж за счет увеличения объемов закупаемых товаров и услуг. Довольные клиенты также более терпимо относятся к относительно более высокому уровню цен на товары и услуги. Большинство компаний-респондентов используют показатели эффективности (KPI) для измерения качества сервиса.

Исследование также показало, что в 2010 году компании фокусировались на создании объектов собственной логистической инфраструктуры (10%). Честно говоря, это является неожиданным выводом. Для современной экономики, напротив, характерна передача логистических функций в аутсорсинг.

59% респондентов отметили увеличение численности персонала, занятого в логистике компаний, в среднем на 30% (рис. 4, 5). Причины: 1) постепенный, но неуклонный рост объемов операций в 2010 году по сравнению с объемами 2009 года; 2) необходимость первоочередного обеспечения занятости своего штатного персонала при падении объемов загрузки. Многие компании-респонденты выбрали стратегию удержания компетентного персонала в ожидании подъема экономики в регионе, стране и в мире.

Рис. 4-5. Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого в логистической системе компании?


В то же время 41% опрошенных отметили сокращение численности персонала, занятого в логистике компании, в среднем на 21%. Как известно, затраты на ФОТ составляют значительную долю в общих затратах компаний.

Подавляющее большинство опрошенных – почти 90% респондентов, отметили увеличение объема товарного потока в 2010 году относительно девятого года в среднем на 35% (рис. 6-7).

Рис. 6-7. Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.?


Примерно такое же количество респондентов – 92% - прогнозируют сохранение динамики роста объема товаропотока компаний в 2011 году – в среднем на 28% (рис. 8-9).

 Рис. 8-9. Прогнозируется ли изменение объема товаропотока компании в 2011 г.?

 

Существенно мала доля респондентов – 8%, прогнозирующих сокращение объема товаропотока в среднем на 16%.

Ответы на вопрос «как изменились затраты на логистику в компании в 2010 году?» распределились следующим образом (рис. 10):

       62% респондентов отметили рост затрат на логистику компаний пропорционально товарообороту, а

      28% - сокращение данных затрат.

Рис. 10. Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?

Неожиданный ответ для логистических компаний - 60% респондентов не планируют использовать услуги логистических операторов в 2011 году (рис. 11). Одна из причин – неспособность большинства российских 3PL операторов обеспечить требуемый уровень комплексного и качественного логистического обслуживания (особенно в регионах).

Рис. 11. Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов  (или увеличить их использование) в 2011 г.?

Только 21% респондентов подтвердили свое желание увеличить использование услуг логистических компаний.

19% респондентов планируют начать использование услуг логистического аутсорсинга.

Половина респондентов – 51% - признают важность инноваций и технологий в логистике, но планируют заняться этой работой в среднесрочной перспективе (рис. 12).

 

Рис. 12. Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?


38% респондентов уже применяют инновационные решения в своей практике.

Врезка. Инновационные решения и технологии в логистике:

       Сотрудничество/партнерство в цепях поставок.

       RFID. GPS. SCOR. ССП.

       Тиражирование лучшей практики вдоль цепочек поставок.

       Продукты/услуги добавленной стоимости.

       Мотивация с учетом результатов цепочки поставок.

       Непрерывное улучшение операций.

       Обучение/развитие персонала. Компетентные сотрудники.

       Проектное/процессное /матричноеуправление. Процессные команды.

       Прямые отгрузки, минуя склады. Сокращение логистического цикла.

       Управление рисками. Безопасность цепочек поставок.

       Стандарты сервиса.  SLA. Предварительное информирование. ECR.

       Интеграция/совместимость  информационных систем/ИТ.

       Обмен информацией/данными.

       Аутсорсинг. 3PL. Контрактная логистика.

       Мониторинг цепочек поставок. Бенчмаркинг.

       Совместимость корпоративных культур.

       Прозрачное управление потоками операций.

       Производительность/эффективность.

       Синхронизация целей клиента/поставщика.

       Центр коллективного обслуживания (Shared Service Centre).

       Центр знаний (Know How Centre).

       Масштабируемость. Стандартизированные процессы.

       Центр компетенций (Centre of Competence). Специализация.                    

       Кросс-докинг. Консолидация складов.

 

В результате обобщения ответов на вопрос «какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?», в перечень «top 5» вошли (рис. 13):

1.    Внедрение инновационных решений, систем и технологий.

2.    Лучшее управление персоналом и мотивация персонала.

3.    Эффективное управление цепочками поставок.

4.    Повышение эффективности складской логистики и

5.     Сокращение затрат на логистику.

 

Рис. 13. Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?


На рис. представлена структура данных ответов.

 Рис. 14-18. Структура способов оптимизации логистических процессов

В «Top 3» ключевых задач, которые планируют решать компании-респонденты в 2011-2012 годах, вошли следующие задачи:

1) Повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (38%).

2) Оптимизация затрат на логистику (32%) и

3) Создание объектов собственной логистической инфраструктуры (11%).

Рис. 19.  Какие проблемы/задачи в логистической системе компании вам предстоит решить в 2011-2012 гг.?


На рис. 20 вы можете увидеть, как поменялись приоритеты задач в 2010 и в последующие годы.

Главный фокус – на повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (38%).

Рис. 20. Проблемы/задачи в логистической системе компании в 2010 и 2011-2012 гг.


Выводы исследования:

1.    Фокусируйтесь на поддержании текущего уровня и повышении качества обслуживания клиентов.2.    Оптимизируйте логистические затраты на всем протяжении цепочек поставок.3.    Повышайте эффективность операций и производительность персонала/ресурсов.4.    Мотивируйте компетентный персонал на улучшение операционных и финансовых показателей на всем протяжении цепочек поставок.
ЛИДЕР В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ!

Курсы по логистике в соответствии с мировыми стандартами и лучшими практиками проводятся крупнейшими специалистами. Обучение проводится на самой современной инновационной базе, позволяющей изучать наиболее эффективные технологии и методы в «живом» режиме. Подробнее »

ПАРТНЕРЫ

Специализированный
научно-практический
журнал

Работа в России