20 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ!
ФЛАГМАН БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ И SCM С 1997 ГОДА
19-23 ноября Неделя логистики13 ноября ПК Транспортная логистика29-30 ноября Логистика пром.предприятияФедеральный Логистический ФорумLogBook

Спрос на логистического посредника

Автор - Беспалов Р.  Тематика - Общая логистика

Журнал "Логистик & система",  №1 январь 2005 г.

Сегодня на рынке логистических услуг активно работают как обычные узкофункциональные посредники, так и 3PL-провайдеры. Кого из них выбрать в партнеры?...

Успешный бизнес зарождается, как правило, с реализации одной-единственной услуги. С течением времени их количество обычно увеличивается. Этот процесс обусловлен необходимостью удовлетворять более полный комплекс потребностей клиентов с целью поддержания конкурентоспособности фирмы на высоком уровне. В итоге компания осваивает новые для себя виды деятельности Однако на определенных стадиях развития бизнеса оптимальное решение классической логистической проблемы «make or buy» («производить или покупать») применительно к непрофильным бизнес-процессам может быть принципиально различным.

ТЕНДЕНЦИЯ - АУТСОРСИНГ

Сегодня фирмы, планирующие занять определенное место в региональной и мировой экономической структуре, все чаще выбирают путь узкой специализации на основных видах деятельности. При этом выполнение отдельных функций и контроль над непрофильными видами бизнеса компании поручают другим фирмам, в том числе логистическим операторам. Данная практика, именуемая аутсорсингом, способствует:

  • рациональному распределению ресурсов предприятия;
  • концентрации на тех видах бизнеса, в которых у предприятия есть определенные преимущества;
  • сокращению сроков разработки продукции;
  • повышению эффективности распределительных механизмов;
  • повышению скорости адаптации к изменениям на рынке.

Современные логистические операторы способны предложить как аутсорсинг отдельных задач, так и комплексные логистические решения для любого предприятия (услуги по координации движения товарного потока, информационные, консалтинговые, финансовые услуги и т. д.). Пакеты услуг, предлагаемых лидерами данного рынка в России, постоянно пересматриваются с учетом растущих требований клиентов и все больше соответствуют международным стандартам. Каковы же основные тенденции российского логистического аутсорсинга, какие компании являются поставщиками и потребителями на этом рынке и каковы современные стандарты данных услуг, диктуемые национальным рынком?

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ

Согласно принятой на Западе и применяемой у нас классификации, компании, предоставляющие логистические услуги, подразделяются на три основных группы в зависимости от степени интегрированности их деятельности с бизнесом заказчика, количества реализуемых логистических функций, а также доступа к международным и региональным рынкам сбыта
Характеристика логистических операторов

Параметр

Традиционный лог. посредник

3PL-провайдер

4PL-провайдер

Услуги

Единственная функция

Многофункциональность

Интегрированная многофункциональность. Комплексность услуг

Доступ к рынкам сбыта

Местный, региональный

Межрегиональный

Глобальный. Доставка " от двери до двери "

Взаимоотношение в цепи поставок

Разовые сделки (контракт на год)

Долговременные отношения (3-5 лет)

Стратегическое партнерство

Конкурентоспособность

Разрозненная

Кооперация логистических посредников, формирование альянсов

Несколько крупных альянсов на рынке

Компетентность компании

Много активов, выполнение отдельных операций

Смещение от владения активами к владению информацией

Акцент на управлении информацией, интеграция на основе IT-решений

Ценность компании для клиентов

Снижение издержек благодаря оптимизации отедльных функций

Снижение издержек блакодаря комплексной оптимизации бизнес-процессов

Снижение издержек и оптимизация всех бизнес-процессов благодаря интеграции цепи поставок

 

Узкофункциональные логистические посредники работают на рынке классических логистических услуг. Это транспортные компании, экспедиторы, склады общего пользования, грузовые терминалы, таможенные брокеры, агенты, стивидорные и страховые компании, фирмы по оказанию информационно-консалтинговых услуг в области логистики и т. д. Довольно часто многофункциональные логистические операторы формируются на основе таких узкоспециализированных компаний, которые решают освоить смежные сферы бизнеса.
3PL-провайдеры (third party logistics providers) - это фирмы, оказывающие клиентам (промышленным, торговым или сервисным компаниям) комплексный логистический сервис. Такие компании берут под свой контроль несколько или все логистические функции. Предоставляя широкий спектр услуг, логистический провайдер становится тесно интегрированным партнером заказчика и обеспечивает функционирование важнейших звеньев цепи распределения фирмы, поэтому его работа с клиентами обычно строится на основе средне- и долгосрочных контрактов. Зачастую контрактами закрепляется материальная ответственность таких провайдеров за качество обслуживания определенной части логистической цепи, что создает атмосферу индивидуализации логистического сервиса и оказывает положительное влияние на рынок контрактной логистики в целом.
4PL-провайдеры (fourth party logistics providers) - это логистические интеграторы полного цикла. Отличие данного типа компаний от 3PL-провайдеров заключается в применении системного подхода к управлению всеми логистическими бизнес-процессами заказчика, координации действий фокусной компании и ее ключевых контрагентов в цепи поставок, обеспечении их эффективного взаимодействия и обмена данными в реальном масштабе времени на основе современных информационных систем и технологий.
Компании можно также разделить на две категории с учетом того, имеют они реальные физические активы (asset based) или не имеют и действуют при оптимизации логистических систем только как посредники (non-asset based).
Полный пакет логистических сервисов, который должна быть в состоянии реализовать компания, претендующая на статус 4PL-провайдера в развитых странах, включает в себя следующий перечень услуг:

  • прямая транспортировка;
  • управление складированием;
  • консолидация отправок;
  • экспедирование;
  • оформление платежей за перевозки;
  • сопровождение грузов;
  • услуги таможенного брокера;
  • проектирование информационных систем;
  • выбор информационного обеспечения;
  • обеспечение функционирования информационных систем;
  • выбор перевозчиков;
  • переговоры о тарифах;
  • возврат товара;
  • управление автотранспортом;
  • переупаковка, маркировка;
  • контрактное производство;
  • управление выполнением заказов;
  • консолидация отправок;
  • управление запасами;
  • формирование заказов;
  • обеспечение запчастями;
  • консультационные услуги;
  • снабжение материалами.

Для достижения статуса 3PL-провайдера достаточно реализовать набор услуг, который позволит комплексно управлять отдельным бизнес-процессом, например обеспечением товародвижения (от момента приема заявки клиента до сервисного обслуживания проданного товара).

3PL-ПРОВАЙДИНГ В ЕВРОПЕ

Анализ тенденций в области использования услуг логистических провайдеров в европейских странах показывает, что большинство игроков данного рынка стремится максимально расширить спектр своих услуг. Объясняется это растущим спросом на комплексное обслуживание. Потребители логистического аутсорсинга требуют от логистических операторов предоставления более широкого и исчерпывающего набора услуг, поскольку хотят сотрудничать только с одним провайдером в роли ведущего логистического менеджера.
Следствием этого является концентрация операторов на наиболее растущем сегменте - 3PL-провайдинге, который занимает сегодня в ЕС около 37% от общего объема рынка логистического сервиса (в денежном выражении это составляет примерно 23 млрд). Однако следует отметить, что на данный момент рынок еще очень фрагментарен. Самые большие логистические компании в этом сегменте - Exel Logistics и Danzas - занимают всего лишь 3% рынка, а общая доля тринадцати самых крупных предприятий на рынке европейской контрактной логистики составляет всего 15%.

КТО И ПОЧЕМУ СТАНОВИТСЯ ЛОГОПЕРАТОРОМ В РОССИИ?

По некоторым данным в России в настоящий момент функционирует около 150 логистических компаний, однако большинство из них являются, по сути, узкофункциональными логистическими посредниками. Есть фирмы, позиционирующие себя как 3PL-провайдеры, наиболее крупные из которых - НЛК, Tablogix, Rewico, FM Logistics, ATL. Число таких компаний постоянно увеличивается.
Логистическими операторами становятся, в частности, дистрибьюторские компании, сумевшие создать достаточную для успешной деятельности в данном качестве инфраструктуру и не растерять в нынешнее кризисное для оптовых компаний время квалифицированный персонал. Еще несколько лет назад дистрибьюторы обладали достаточной мощью, чтобы диктовать и магазинам, и производителям свои условия - наценка на товар могла в несколько раз превышать цену производителя, но сейчас ситуация кардинально изменилась.
Быстрые темпы развития сетевых торговых структур и интеграционные процессы, происходящие в розничном звене товарораспределительных цепей, позволяют оказывать серьезное давление на оптовые компании. Эти фирмы вынуждены постоянно снижать цены и идти на невыгодные для себя условия. Многие сети строят собственные распределительные центры и отказываются от услуг дистрибьюторов. При работе же с мелкой розницей оптовые компании, как правило, предоставляют кредиты магазинам на продолжительный срок под низкий процент или вообще без процентов, что приводит к резкому падению уровня рентабельности и росту просроченной дебиторской задолженности. В результате среднее звено в цепи «производитель - поставщик - ритейлер» постепенно выпадает, что заставляет дистрибьюторов либо уйти с рынка, либо переориентировать свой бизнес на оказание комплексных логистических услуг.
Крупные компании, занимающиеся комплексной автоматизацией бизнес-процессов, также имеют все шансы стать 3PL-провайдерами. Успешность внедрения информационной системы любого класса и стандарта зависит от тщательности изучения и описания IT-компанией технологических процессов автоматизируемой фирмы. А на этапе установки и отладки ПО специалисты с головой погружаются в бизнес клиента, что в последующем позволяет предоставлять квалифицированные консалтинговые услуги. Еще недавно таким компаниям поручался исключительно аутсорсинг IT-сервисов, таких, как управление серверной инфраструктурой, интеграция программно-аппаратных систем, поддержка центров обработки вызовов и баз данных. Однако по мере роста масштабов бизнеса, накопления достаточного опыта в разнообразных областях логистики и приобретения обширных связей, многие IT-компании стремятся переориентироваться на интеграцию цепочек поставок. В данном случае ценность посредника для клиентов заключается не в том, что он обладает широкой логистической инфраструктурой или материальной базой, а в его возможности обеспечить информационную прозрачность канала распределения и внедрить современные технологии.
Тенденция увеличения в России количества логоператоров обусловлена, в частности, тем, что спрос на логистические услуги стабильно растет за счет выхода на российский рынок иностранных ритейлеров, отлаженные технологии которых предполагают специализацию их партнеров на основных видах деятельности, прежде всего - на закупках и сбыте. Не имея достаточного опыта выстраивания логистики в российских условиях, большинство ритейлеров стремится передать складские, транспортные и прочие функции в управление сторонней организации, предъявляя при этом весьма жесткие требования к качеству услуг.
Крупнейшие российские торговые сети, являющиеся также потенциальными клиентами логистических компаний, прекрасно осознают, что логистика не их бизнес. Строить собственные распределительные центры и организовывать службы доставки их заставляет исключительно отсутствие на рынке предложения, полностью отвечающего их потребностям.

БАРЬЕРЫ ДЛЯ АУТСОРСИНГА

Многие компании привлекают сегодня сторонние фирмы к выполнению логистических операций, но существует еще немало трудностей, которые пока не позволяют сказать, что аутсорсинг в России стал обычной практикой. Ниже перечислены специфические российские проблемы, отмечаемые руководителями логистических подразделений торговых сетей как важные препятствия на пути развития аутсорсинга логистических функций.

  • Отсутствие на рынке достаточно компетентных и мощных логистических операторов, которые могли бы справиться с управлением всей логистикой или хотя бы отдельными функциями крупной сети.
  • Низкий уровень доверия к сторонним компаниям. Достаточно редко им передают функции, влияющие на имидж фирмы в глазах клиентов. Источник данной проблемы кроется в недостаточном количестве информации о деятельности логистических провайдеров.
  • Несовершенство законодательства в отношении регулирования деятельности экспедиторских компаний. Из-за отсутствия закона об обязательном лицензировании деятельности экспедиторов имеют место факты пропажи и порчи грузов. В некоторых случаях это приводит к тому, что небольшие компании прекращают свое существование. Так как обычно перевозчики не страхуют свою ответственность, то в случае порчи или пропажи груза очень сложно юридическим путем возместить потери. При этом отдельные отрицательные примеры бросают тень на всю отрасль экспедиторских услуг.
  • Слишком высокая стоимость услуг. Стоимость услуг складского оператора, например, в среднем в 1,5 раза выше стоимости функционирования собственной складской системы (эта цифра, впрочем, не учитывает все разнообразие операционных издержек, а также потерь за счет замораживания средств в собственном складском хозяйстве).
  • Невозможность комплексной интеграции подавляющего количества логистических провайдеров в структуру компании-заказчика из-за несоответствия технических и информационных стандартов.
  • Несоответствие заявленного и фактически реализуемого комплекса услуг. Это, в частности, касается возможности таможенного оформления, которое декларируют практически все операторы, но реально предоставляют в требуемом объеме и с достаточным качеством лишь единицы (см. «Функции логистического оператора на таможне»).
  • Отсутствие на рынке компаний, предоставляющих полный комплекс логистических услуг (осуществление международных и внутренних перевозок всеми видами транспорта, таможенное оформление, складское хранение, дистрибуция товаров и страхование грузов и т. д.).

НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫЙ СПРОС

На рынке контрактной логистики, основой которого в России, как и во всей Европе, являются услуги 3PL-провайдеров, имеется значительный объем неудовлетворенного спроса. Основными целями сотрудничества торговых и производственных компаний с логистическими посредниками данного класса является получение конкурентных преимуществ за счет:

  • сокращения операционных логистических издержек, общего повышения эффективности функционирования логистической системы и, как следствие, снижения себестоимости продукции;
  • повышения уровня гибкости фирмы и способности адаптироваться к постоянным изменениям условий ведения бизнеса;
  • уменьшения рисков;
  • уменьшения длительности операционных и логистических циклов.

Приоритетными задачами логистических операторов должны стать достижение высокого качества и комплексности предоставляемых услуг, расширение материально-технической базы и организация слаженного взаимодействия с таможенными органами. Наличие спроса будет стимулировать процесс формирования логистических посредников, соответствующих предъявляемым компаниями требованиям.

ПОЭТАПНОЕ ОСВОЕНИЕ РЫНКА

При выходе на новый рынок даже очень крупные транснациональные компании, предоставляющие услуги логистического аутсорсинга, последовательно проходят все этапы развития от посредничества и выполнения одной или нескольких функций до предоставления комплекса логистических услуг. Скорость прохождения данных этапов зависит от финансовых возможностей самого оператора, состояния складской и транспортной инфраструктуры конкретного региона и от принципиальной готовности рынка воспринимать соответствующий уровень сервиса.
Оптимальный для того или иного рынка этап развития и пакет услуг, к реализации которых должны стремиться логистические операторы, зависит от потребностей компаний, которые являются региональными экономическими лидерами и влияют на формирование каналов распределения на данном рынке.
Значительное количество торговых сетей основным направлением своего развития в настоящий момент выбрали расширение сбыта в регионах, однако немногие логистические операторы способны похвастаться наличием четко функционирующей за пределами столицы транспортно-складской системы. Нужно отметить также, что значительная часть высококвалифицированных специалистов по логистике работает в Москве, выступающей в роли главного «перевалочного пункта». В то же время во многих регионах ощущается нехватка грамотных специалистов, из-за чего возникают проблемы при коммуникации между отдельными складскими хозяйствами, вписанными в одну систему.
Сквозные связи между расположенными в разных концах страны складами - это прекрасный инструмент для выстраивания оптимальной системы сбыта. Закрытие данного пробела способно резко повысить конкурентоспособность любого логистического оператора.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС ПОСРЕДНИКОВ

Во всем мире одним из наиболее часто применяемых способов создания крупных полнофункциональных 3PL-провайдеров является кооперация логистических посредников. Их развитию препятствует низкий уровень государственной поддержки, серьезные административные барьеры, отсутствие источников инвестиций, малодоступность кредитных ресурсов, трудности с выделением земельных участков и т. д. В таких условиях формирование стратегических альянсов между узкофункциональными логистическими операторами может стать эффективным решением задачи создания конкурентоспособных 3PL-провайдеров, организационная структура и сервис которых будут соответствовать международным стандартам

Функции логистического оператора на таможне

Для любой фирмы, ведущей торговлю на зарубежных рынках или имеющих иностранных поставщиков, обязательным является выполнение множества государственных предписаний и регламентированных процедур, особенно если они имеют отношение к таможне. В таких случаях способности и знания логистического оператора выходят на первый план. Неспособность таможенного брокера быстро обслуживать срочные грузы и справляться с заданным объемом поставок, допущение случаев неправильного оформления документов, несоответствие содержимого проформы инвойсу и просрочки в подаче деклараций могут привести не только к срывам сроков доставки и значительному увеличению расходов, но и, что гораздо опаснее, к формированию негативного имиджа компании в глазах таможенных органов.
Основными требованиями к провайдеру логистических услуг, взявшему на себя функцию таможенной очистки, являются:

  • наличие лицензии общероссийского таможенного брокера;
  • быстрое реагирование на запросы любого из субъектов логистической цепи и поддержание потока информации в логистической сети;
  • четкое выполнение установленных инструкций и процедур;
  • соблюдение сроков таможенного оформления и доставки;
  • максимальное облегчение работы персонала клиента, связанной с координацией грузов и подготовкой документов;
  • предоставление консультаций в случае формирования новых логистических сетей на территории России и стран СНГ;
  • стремление к оптимизации общих издержек клиента, связанных с транспортировкой и таможенным оформлением.

ЛИДЕР В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ!

Курсы по логистике в соответствии с мировыми стандартами и лучшими практиками проводятся крупнейшими специалистами. Обучение проводится на самой современной инновационной базе, позволяющей изучать наиболее эффективные технологии и методы в «живом» режиме. Подробнее »

НАШИ НОВОСТИ

Пресс-конференция CeMAT RUSSIA: о новых форматах выставки

Пресс-конференция CeMAT RUSSIA: о новых форматах выставки19 сентября 2018 года открылась Международная выставка CeMAT RUSSIA – единственная специализированная выставка по интралогистике в России. Выставка проходит в Москве, «Крокус Экспо», павильон 3, зал 12.


LOGBOOK. Настольная книга для организации логистики склада

LOGBOOK. Настольная книга для организации логистики складаПрезентация LogBook – настольной книги для организации логистики склада.


КСЛ выступит ключевым партнером деловой программы Форума CeMAT Russia - 2018

КСЛ выступит ключевым партнером деловой программы Форума CeMAT Russia - 201819-21 сентября в МВЦ «Крокус Экспо» пройдет 9-я Международная выставка складской техники и систем, подъемно-транспортного оборудования и средств автоматизации склада CeMAT Russia - 2018. Координационный центр логистики 19 сентября примет комплексное участие в выставке.


НОВОСТИ ЛОГИСТИКИ

Конференция Логистика будущего пройдет в Ставрополе 16 ноября

16 ноября 2018 г. в Ставрополе состоится федеральная конференция «Логистика будущего: ПерезаГРУЗка». Она пройдет на площадке гостиницы «Интурист-Ставрополь», проспект Карла Маркса, 42, конференц-зал.

Второй Международный форум «СКЛАДЫ РОССИИ» соберёт в Санкт-Петербурге c 14 по 16 ноября ведущих игроков рынка!

В фокусе форума самые актуальные темы, которые обсудят 30 российских и зарубежных экспертов из Германии, Испании, Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Екатеринбурга, Новосибирска, Хабаровска и ряда других городов. Будет подробно рассмотрен европейский опыт последних 20 лет, а также ключевые показатели рынка складской недвижимости России по итогам 2018 года. В рамках деловой программы эксперты обсудят главные тренды, востребованные форматы, цифры и факты.

В этом году на CeMAT Russia – новая экспозиция робототехники для склада и интралогистики

В этом году на CeMAT Russia – новая экспозиция робототехники для склада и интралогистики

ПАРТНЕРЫ

Специализированный
научно-практический
журнал

Работа в России