20 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ!
ФЛАГМАН БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ И SCM С 1997 ГОДА
Федеральный Логистический Форум

Сахарный бизнес – «несладкое» дело

Автор - Иванов Е.  Тематика - Снабжение
Журнал "Логистик & система", №4 апрель 2005 г.

Признаками биржевого товара являются его однородность и наличие множества покупателей и продавцов. Но сахар еще и сырьевой продукт, значит, колебания цен на него так же высоки, как, например, на нефть. Он является товаром длительного хранения. Кроме того, это товар практически конечного потребления, готовый к розничной расфасовке. И в этом его уникальность, потому что больше ни один биржевой товар не является до такой степени готовым продуктом.

ОСОБЕННОСТИ ХРАНЕНИЯ
Качество сахара-песка определяет ГОСТ 21-94, рафинированного прессованного сахара - ГОСТ 22-94. Специфика хранения данного товара заключается в том, что его не хранят в отапливаемых складах и, условно говоря, не хранят на берегу речки, поскольку сахар ггроскопичен. Зимой в отапливаемых складах он будет комковаться. Это связано с перепадом температур: набранная влага при охлаждении выпадает на внутренние стенки мешков в виде конденсата, что приводит к прессованию сахара, тем более, если он лежит в многорядных гуртах. Мешки с сахаром, которые лежат много лет, называют «леденцами», потому что их можно носить, что называется, под мышкой.
10-12 лет назад произошла «революция» в области упаковки: появились полипропиленовые мешки. Сейчас джутовые мешки практически не используются, сахар хранят в двойном полипропиленовом мешке с полиэтиленовым (целлофановым) вкладышем.
От других продовольственных товаров, хранящихся в мешках, сахар выгодно отличается тем, что его не едят крысы. Сахар на 99,9% состоит из сахарозы. Для этих животных данный углевод не представляет интереса в качестве продукта питания.
Крупные оптовики складывают сахар в большие ангары, заполняя их полностью и не оставляя места даже для проходов. В высоту может укладываться до 25 мешков. Другой метод хранения используется на бакалейных складах, где в ассортименте имеется несколько наименований товара. Вагон разгружают на поддоны, формируя куб высотой не больше 12 рядов. Это делается для удобства хранения и соблюдения норм вентиляции, чтобы сахар не хранился на полу. Заводы-производители на паллетах сахар не отгружают в целях экономии места в вагонах или машинах.
Сахар хранится очень долго. В сертификатах срок его хранения ограничивается одним годом. Но на самом деле он может лежать совершенно без проблем три года, особенно если удовлетворяет всем требованиям ГОСТа (в первую очередь по влажности). И даже если он скомкается, большой беды продукту это не принесет. В крайнем случае, сахар можно растворить на пищевом производстве, так как часто он востребован в виде сиропа.
Как правило, сахар при погрузке-отгрузке не взвешивают, потому что оптовики работают с постоянными поставщиками и знают, чего от них ждать. Анализ на качество может производиться только если сахар приходит, например, откровенно желтого цвета. Качество и вес этого товара беспокоят прежде всего пищевых и кондитерских производителей. Взвесив груженую и порожнюю машину, они могут посчитать внутритарную недостачу.

СТОИМОСТЬ ХРАНЕНИЯ
По сравнению с многими другими товарами в мешках сахар достаточно капиталоемкий товар, для которого довольно значимы расходы по оплате процентов за кредит (торговые операции финансируются, как правило, на заемные деньги).
Транспортные затраты и расходы на хранение сахара довольно существенны. Хранить его дороже в несколько раз, чем, скажем, шоколад. Транспортно-складские издержки при операциях с последним продуктом составляют доли процента от его стоимости, а для сахара - более 2%. Причем это расходы только на перевалку товара из вагона на склад и затем в транспорт покупателя. Естественно, если сахар хранить полгода, то затраты увеличатся. Другая готовая продукция, как правило, дороже, и поэтому доля транспортных расходов в структуре ее себестоимости не так значима.

СВЕКЛА И ТРОСТНИК
На российском рынке реализуется сахар, произведенный из сахарной свеклы, выращенной в нашей и соседних странах, и сахарного тростника, полуфабрикат из которого (сахар-сырец) завозят из Бразилии, Кубы и Таиланда. По химическому составу они отличаются друг от друга на сотые доли процента, эта разница не существенна. Однако широко распространено мнение, что сахар из свеклы слаще. Это, скорее всего, заблуждение. Если провести закрытый тест, то большинство людей не отличат один сахар от другого.
Сахарной свеклы, к сожалению, в России выращивается недостаточно. Ее хватает, чтобы покрыть лишь чуть больше трети объема потребления. Из необходимых России ежегодно 6 млн тонн сахара еще недавно из свеклы получали только 1,6 млн тонн. В последние годы наметился рост в производстве, и в 2004 г. был поставлен рекорд за последние 10 лет - было получено 2,26 млн тонн.
Переработка сахарной свеклы начинается с сентября и продолжается 2-3 месяца. Самые лучшие заводы дорабатывают до февраля, остальные остаются без свеклы уже в ноябре-декабре. Помимо недостаточного объема сахарной свеклы существует проблема ее хранения. Морозы и оттепели превращают свеклу практически в кашу, выход сахара из которой нулевой. На севере США, где климат не теплее, чем в России, существует отлаженная и простая технология хранения, позволяющая заводам перерабатывать свеклу вплоть до мая. Ее складывают в большие ангары с термостатической прошивкой типа пенопласта. Потом ждут морозов до -10 ?C и закрывают помещение, получается естественный холодильник.

ДИНАМИКА РЫНКА
Управление запасами сахара полностью определяется «заработком» компаний: если «заработка» нет, никто запасов не держит. И управляют ими не спецалисты по логистике, а в первую очередь коммерческие директора.
Ценовая динамика очень трудно прогнозируется, и ключевым фактором в этом вопросе является госрегулирование. В России нет другого рынка, который бы так зависел от государственных решений (от того, введут ли квоты, на каком уровне установят пошлины и с какого числа и т. д.). В 2001-2003 годах на импорт сырца действовали квоты, внутри которых размеры пошлин были ниже, чем вне квот. Компании покупали квоты на аукционе и занимались завозом. С 2004 года режим квотирования отменен и действует механизм плавающих пошлин. Они меняются каждый месяц обратно пропорционально котировкам нью-йоркской биржи: чем выше биржевые цены, тем ниже пошлина.
Помимо колебания цен ситуация на сахарном рынке зависит от общих запасов по стране, а их объем также весьма существенно меняется - от 0,3 до 1,8 млн тонн. Ценовой минимум был зафиксирован весной 2000 года - около 220 долл. за тонну, а в июне 2004 года цены превысили 580 долл.

СТРАТЕГИЯ ЦЕНОВОЙ ИГРЫ
Управление запасами сахара - это ценовая стратегическая задача, связанная с постоянным отслеживанием конъюнктуры. Универсальных рецептов здесь нет. Кто-то считает, что сырцовый сахар весной-летом будет дороже, поэтому осенью скупает сахар из свеклы и формирует запасы на заводе или отгружает в регионы. С сентября по январь идет отгрузка готового сахара, а продажи продолжаются до июня. Кто-то ожидает увеличения импортных пошлин и, соответственно, роста цен, поэтому запасается. Кто-то стремится получить выгодный контракт на покупку белорусского или казахского сахара, приобретает значительные объемы в период, когда активность продаж невысока, и распродает их затем несколько месяцев. Ценовая стратегия у всех компаний разная, и все пытаются угадать, что же будет с ценами.
Если говорить о небольшом региональном оптовике, дилере нескольких компаний, оборот которого тысяча тонн в месяц, то он, как правило, работает с 2-3 постоянными поставщиками. У него могут появиться и нерегулярные поставщики, у которых удается выгодно закупить товар. Какова рыночная стратегия таких компаний? Они могут управлять сроками закупки и продажи сахара. Могут продать/купить на несколько дней или недель раньше или позже. Это зависит от ценовой ситуации на рынке. Если цены слишком долго снижались, компании могут решить, что сейчас они должны пойти вверх, и поэтому сразу закупить сахар в объеме своей двухмесячной потребности. Либо им может быть сделано очень интересное предложение по заводским ценам, и они решат, что ниже цен просто не будет.
Однако если на рынке явно наблюдается падающий тренд (цена снижается несколько недель или даже месяцев) и спрос вялый, то такой региональный трейдер минимизирует до предела свои закупки. Если он закупал по 10 вагонов в неделю, то теперь берет вагон только для «поддержания штанов». Он знает, что завтра цена будет еще ниже, но для оборота требуются хотя бы минимальные запасы.
Крупные компании, которые сами ввозят сырец, как правило, имеют собственные аналитические отделы, которые отслеживает цены, производство и импорт. По результатам анализа принимается решение: брать или не брать партию с очередного судна целиком (25-40 тыс. тонн) или по частям (5-15 тыс. тонн).
Три года подряд (2001-2003 гг.) действовал режим квот. Многие компании просто вынуждены были закупать сахар за границей, потому что квоту нужно отоварить, даже если конъюнктура рынка неблагоприятна. Естественно, после этого они долгое время «сидели» на запасах и торговали по чуть-чуть. Сейчас квоты отменены, но возможна другая ситуация, подобная той, которая сложилась в декабре 2004 года. Тогда была очень интересная конъюнктура по сырцу: мировые цены невысокие, пошлина снижена и другие издержки невелики. В итоге в декабре случился всплеск импорта. Компании завезли сырец, переработали его, распределили по своим дилерам и в результате распродавали запасы несколько месяцев. Когда наступит очередной удачный период, компании опять постараются закупить крупные партии.
В таком ритме отрасль живет многие годы. Рынок очень динамичный, и выживают на нем далеко не все.

Запасы сахара в РФ на конец месяца, тыс.т

 

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
В России ценообразование на рынке сахара в значительной степени «задают» заводы Краснодарского края. Хотя производящих регионов только крупных, как минимум восемь, Кубань является своеобразным градусником рынка. Цена во всех регионах равна цене Краснодара плюс железнодорожный тариф плюс расходы по перевалке на складе, которые составляют 300-350 руб. с тонны. Однако рыночная ситуация в последние годы такова, что реальная, существующая цена намного меньше, чем показывает нехитрый расчет, поэтому она не покрывает затрат на хранение и перевалку.
Связано это, во-первых, с тем, что во многих регионах цены бывают снижены поставками импортного сахара из СНГ. Например, купив сахар в Краснодаре и привезя его в Смоленск, компания не то что расходов на транспортировку и хранение не покроет, но и понесет значительные убытки, потому что там много относительно дешевого белорусского сахара.
Во-вторых, крупнооптовые фирмы могут купить значительную партию товара и всю ее завезти в один-два города, тем самым обвалив цены. То ли они нашли крайне выгодную цену, то ли закупились два месяца назад по тем ценам, которых уже нет, а отгрузили им товар поздно, то ли «сидели на нем» и не продавали по каким-то своим соображениям. Так или иначе, они ставят цену ниже всех, и остальные фирмы вынуждены уходить из этого региона.
Также нужно учитывать объемы завозимого сахара-сырца. Сейчас действует режим плавающей пошлины, и бывают месяцы, когда его везут все либо не везет никто. Естественно, когда импорт нарастает, цена, как правило, снижается.
Цена возможной закупки на вагонах и цена продаж в регионе никогда не отличаются на постоянную величину, стабильной маржи нет. Цена заводов может подняться вверх, а розничные цены могут остаться на том же уровне, и наоборот. Работа компаний в таких условиях определяется квалификацией команды. Выживают только профессионалы, которые чувствуют, как будет изменяться цена в регионе и на заводах. Особенность рынка сахара в том, что это товар абсолютно одинаковый, не брендируемый. Если у соседа он на одну копейку дешевле, все закупщики уйдут к нему.

ЛОГИСТИКА САХАРА
Доля издержек на транспорт и хранение достаточно велика в цене товара, поэтому позволить себе два раза перевалить сахар - это дорогое удовольствие. Большинство компаний старается делать это один раз. Сахар с заводов-производителей вагонами доставляется сразу в регион конечного потребления. Например, сахар поступает на московский склад, разгружается с вагонов, и со склада раскупается мелкими региональными трейдерами, фасовщиками и промышленными потребителями. Очень часто сахар даже не попадает на склад, его забирают прямо из вагонов для сокращения складских издержек.
В прошлые годы компании могли себе позволить тройные и даже четверные перевалки, возили из одного региона в другой и хранили очень долго, ждали подъема цен по полгода. Эти времена прошли, цены могут не вернуться на ожидаемый уровень никогда. Сейчас машины приходят на склад каждый день, и обычно он держит одно-двухсуточный запас на случай форс-мажора, чтобы не останавливать производство. В то же время если игроки уверены в том, что тренд на повышение будет продолжительным, или ожидают срыва поставок, то объем запасов может наращиваться.

СЕЗОННОСТЬ
Как показывает статистика, спрос на сахар у населения повышается в мае-сентябре с пиком в июле, что связано с домашними заготовками. В конце года (с сентября) возрастает спрос у кондитерских и пищевых производств в преддверии новогодних праздников (увеличивается выпуск подарков и проч.).
Единственным устойчиво фиксируемым является лишь июльский сезонный всплеск. Но и этот рост бывает далеко не каждый год. За семь лет наблюдений (1999-2005 гг.) он произошел два раза явно и один раз не явно. Судя по тому, что в прошлом году был всплеск, в этом году он маловероятен.
Также можно отметить, что всегда в августе цены падали. Но снижение происходило с разных уровней: цена была и 250, и 600 долл. за тонну.

РЕЖИМ ИМПОРТА
Нужно учитывать, что существующий режим импорта ничем не ограничивает объем ввоза сахара. Если сложится благоприятная конъюнктура в течение 1-2-месяцев, в Россию могут завести «лишние» сотни тысяч тонн, которые в течение полугода могут влиять на цены.
До 2004 года на каждый год принимался режим импорта сахара. В лучшие годы в июле-августе выходило постановление правительства, в котором были расписаны все пошлины и квоты. В 2004 году режим импорта сахара был принят только в середине декабря и заводские цены падали с августа до середины декабря. Все игроки рынка не знали, чего им ждать. Вдруг правительство немножко снизит пошлины? Снижение импортных пошлин сразу же повлечет за собой снижение внутренних цен. Это затягивание в принятии решения сильно отразилось на ценах: заводские цены четко сыграли вниз до середины декабря.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
В отличие от других товаров объем продаж сахара регулируется исключительно ценой. Причем эта зависимость очень жесткая. Допустим, оптовая цена за килограмм - 15 руб., если ставится цена 15,10 руб. - продается два мешка, если 14,90 руб. - продается 300 тонн.
Чтобы сделать сахар «не совсем одинаковым», трейдеры фасуют мешки не только по 50 кг, но и по 25 кг и 10 кг с ручкой, оказывают услуги по доставке, предоставляют отсрочки по оплате. Некоторые предлагают вместе с сахаром широкий бакалейный ассортимент. Если оптовик закупает сразу несколько наименований, для удобства и экономии транспортных расходов он может купить сахар, крупу и муку в той же компании, даже если цена будет чуть-чуть выше, чем у соседа.

ФАСОВКА
Некоторые компании надеются, что повысить объем продаж позволит организация собственного фасовочного цеха. Однако стоит помнить, что фасовка - это совершенно отдельный, очень специфический бизнес. И те, кто в нем работает, практически никогда не выходят на рынок оптовых продаж. Фасовкой нельзя заниматься факультативно. В крайнем случае, ею (и только ею) может заниматься отдельный менеджер. Если нет такого человека, то фасовка не спасет положение.
В Московском регионе мощности по фасовке уже много лет избыточны. В результате этого сформировались просто демпинговые тарифы. Цена сахара не покрывает затрат на его фасовку.
Чтобы фасовщик выжил, ему нужны ассортимент и значительные объемы продаж, которые обеспечивают крупные торговые сети. А выйти на таких клиентов не всегда просто, да и закупочные цены у них ниже, чем в отдельном магазине или небольшой сети, которая может взять сахар по любой цене.
Суть фасовки заключается в попытке брендирования товара. А на сахаре создать легенду чрезвычайно сложно. Это простой биржевой товар, которые все привыкли покупать мешками.

ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ РЫНОК
Итак, на цену сахара влияют ожидания игроков рынка, изменение конечного спроса, динамика свекловичного и сырцового производства, динамика пошлин, импорта, мировых цен и ряд логистических факторов.
Стоит отметить, что с каждым годом мешочная торговля умирает: российский потребитель становится европейским, а продажа фасованой продукции растет с каждым годом.


ЛИДЕР В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ!

Курсы по логистике в соответствии с мировыми стандартами и лучшими практиками проводятся крупнейшими специалистами. Обучение проводится на самой современной инновационной базе, позволяющей изучать наиболее эффективные технологии и методы в «живом» режиме. Подробнее »

НАШИ НОВОСТИ

Выставка CeMAT Russia 2018

Выставка CeMAT Russia 2018Предлагаем Вам ознакомиться с анонсом оборудования, которое будет представлено на CeMAT Russia 2018 — единственной в России выставке складской техники и систем хранения, подъемно-транспортного оборудования и средств автоматизации склада. Чтобы вживую посмотреть на работу оборудования и провести переговоры с поставщиками запланируйте посещение выставки 19 — 21 сентября в Москве, МВЦ «Крокус Экспо».


Итоги Федерального Логистического Форума в г. Казани 13 июля 2018 г.

Итоги Федерального Логистического Форума в г. Казани 13 июля 2018 г.13 июля 2018 г. состоялся второй этап Федерального Логистического Форума. На этот раз мероприятие посетили 97 руководителей логистических и смежных подразделений торговых и производственных компаний Республики Татарстан, Нижегородской, Пермской, Самарской и Ульяновской областей.


Итоги участия Координационного совета по логистике в Международной промышленной выставке Иннопром

Итоги участия Координационного совета по логистике в Международной промышленной выставке ИннопромКоординационный совет по логистике стал партнером Международной промышленной выставки Иннопром 9-12 июля. 11 июля Координационный совет по логистике в рамках выставки Иннопром провёл проектную сессию «Внутренняя логистика промышленного предприятия: лучшая практика и инновационные решения для повышения эффективности».


НОВОСТИ ЛОГИСТИКИ

Конференция Логистика будущего пройдет в Новосибирске 23 августа

Сообщаем Вам новость о том, что 23 августа 2018 г. в Новосибирске состоится федеральная конференция «Логистика Будущего: Перезагрузка». Мероприятие в рамках международного фестиваля грузового транспорта Truckfest в Экспоцентре (ул. Станционная, д.104).  

Конференция "Логистика будущего" пройдет в Новосибирске 23 августа

Сообщаем Вам новость о том, что 23 августа 2018 г. в Новосибирске состоится федеральная конференция «Логистика Будущего: Перезагрузка». Мероприятие в рамках международного фестиваля грузового транспорта Truckfest в Экспоцентре (ул. Станционная, д.104).

Федеральная конференция «Логистика будущего: ПерезаГРУЗка» пройдет в Симферополе 15 июня

20 июня 2018 г. в центре Крымского полуострова, в городе Симферополь, состоится федеральная конференция «Логистика будущего: ПерезаГРУЗка» при поддержке Торгово-промышленной палаты Крыма. Мероприятие пройдет в центре города, отель отель "Москва", ул. Киевская, д.2,  конференц-зал №2.

ПАРТНЕРЫ

Логистика на LogLink.ru Складской портал - все о складе и для склада! Работа в России

ИНФОРМЕРЫ

Яндекс цитирования Rambler's Top100