20 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ!
ФЛАГМАН БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ И SCM С 1997 ГОДА
ММЛФ201820-21 дек Управление запасамиLogBook

Приключения одного контейнера

Автор - Голубчик А  Тематика - Транспортная логистика
Журнал "Логистик & система", №9 сентябрь 2005 г.

КУДА ПОДАТЬСЯ БЕДНОМУ КОНТЕЙНЕРУ

В соответствии с контрактом на поставку заказчиком перевозки выступал завод-изготовитель, который в свою очередь получил заказ на производство и выпуск сего товара от головной европейской фирмы «А» (мультинациональная торговая компания из Европы). То есть, как вы понимаете, ничего экстраординарного и подозрительного в этой сделке не было и в помине, кроме похрипывающего приемника местного производства, немилосердно издевавшегося над песней «Мы едем, едем, едем».

Легко и непринужденно китайский экспедитор организовал подачу контейнера автотранспортом на завод под загрузку, после чего этот же самый контейнер, но заметно погрузневший и ставший более «веомым», возвратился в порт и был сдан океанскому перевозчику, с которым экспедитор имел долгосрочный договор на морские перевозки.

Приемник, по старой дружбе подаренный боцману судна, нашептывал «По морям, по волнам». Ни тени тревоги или сомнения, лишь надрывный гул приемника. В подтверждение своих действий фирма «YYY Ltd» выдала производителю именной коносамент ФИАТА, где отправителем значился завод «от лица компании "А"», а получателем - фирма «А-Москва». Океанский перевозчик на основании долгосрочного договора с экспедитором выдал ему линейный бортовой коносамент, в котором, согласно внутренним правилам документооборота, фигурировали:

  • отправитель - «YYY Ltd»;
  • получатель - наименование своего агента в порту Гамбург;
  • порт назначения - Санкт-Петербург;
  • порт перегрузки - Гамбург;
  • место доставки - Москва.

Поскольку океанский перевозчик не имел прямых судозаходов в порт Санкт-Петербург, постольку в Гамбурге он передал контейнер фидерному перевозчику, попутно избавившись и от шепелявившего «Мы к вам заехали на час» приемника. Фидерный перевозчик, приняв контейнер, выдал свой линейный бортовой коносамент, в котором были указаны:

  • отправитель - агент океанского перевозчика в Гамбурге;
  • получатель - компания «Б» - агент фидерного перевозчика в порту Санкт-Петербург;
  • место доставки - Москва.

В порту Санкт-Петербург агент фидерной линии благополучно получил этот контейнер и, не зная, что с ним делать дальше, запросил инструкции из Гамбурга у отправителя. По прошествии некоторого времени пришел ответ: «Доставить в Москву; освободить по оригиналу коносамента ФИАТА». Разбираться, что за оригинал коносамента и у кого он находится, сотрудникам агентской компании было недосуг, к тому же поджимали сроки - время свободного хранения в порту подходило к концу. Лишние расходы компании «Б» были совершенно ни к чему, а потому сотрудники приняли решение отправить контейнер посредством железной дороги на станцию Москва-Товарная в адрес своего московского представительства на терминал железнодорожного агента «МТ». В оформленной ими железнодорожной накладной было указано:

  • отправитель - морской порт Санкт-Петербург;
  • получатель - фирма «Б-Москва» (московское представительство компании «Б»).

Все записи об отправителе были сделаны в строгом соответствии с требованиями Правил перевозок на железнодорожном транспорте.

Контейнер был отправлен, и по существовавшему договору с компанией «Б» железнодорожный агент «МТ» (терминальный оператор в Москве на ж/д станции) осуществил приемку, обработку, таможенную очистку и автомобильную доставку контейнера. Согласно извещению отправителя (фирмы «Б»), контейнер прибыл на терминал на условиях FOR. И поныне остается неизвестным, на каких условиях и какими путями до терминала добрался радиоприемник, но факт остается фактом - «излучаемые» им звуки с хрипотцой были слышны и здесь.

ИМЕЕТ ЛИ НЕПОНИМАНИЕ ПРЕДЕЛ, ИЛИ ГДЕ ЛОГИКА?

На свое несчастье сотрудники фирмы «МТ» были не в курсе всех пертурбаций маршрута полученного контейнера. И конечно же, они даже не догадывались о самом факте существования китайского экспедитора «YYY Ltd», стоявшего в начале этой запутанной логистической цепи. О прибытии контейнера сотрудники терминала известили компанию «Б-Москва» как грузополучателя по накладной. Сам же контейнер был размещен на складе временного хранения в строгом соответствии с действующим таможенным законодательством. Ответа от компании-грузополучателя не последовало, да и странно было бы его ожидать от людей, которые к данному контейнеру не имеют ровным счетом никакого отношения.

Через две недели после поступления контейнера на терминал прибыли представители фирмы «А-Москва» и, предъявив оригинал коносамента, заверенного «YYY Ltd», потребовали выдачи им груза. «МТ» в выдаче главного героя повествования отказал, мотивировав это тем, что в накладной получателем значится совсем иная организация, а согласно ст. 31 ТУ ЖД, никакой иной документ кроме железнодорожной накладной не может являться основанием для выдачи грузов железной дорогой. Тем более что ничего общего, кроме номера контейнера и наименования груза, в этих двух документах не было!
Тайна сия велика, а потому нам остается только догадываться, за ради какого блага сотрудники «МТ» решились взять на себя чужие функции. Дело в том, что терминал принадлежит ОАО «РЖД», а следовательно, выдачей или невыдачей грузов должно ведать некое железнодорожное ведомство, но никак не компания «МТ».

По прошествии недели от «А-Москва» пришло письмо, в котором содержалось требование письменного объяснения причин отказа в выдаче груза. Сотрудники «МТ», ничтоже сумняшеся, подернув пером, с легкостью выдали требуемый документ, в котором вторично, но иными словами - более доходчиво, мотивировали правоту своих действий, попутно пожурив иностранцев за излишнюю настойчивость. Выдали и забыли, а зря!

Прошло около месяца, и контейнер на основании действующего таможенного законодательства был внесен в список «долголежащих грузов, требующих повышенного внимания со стороны таможенных органов». А в начале сентября компания «МТ» получила апостилированное извещение Стокгольмского коммерческого арбитражного суда о признании компании «А-Москва» «надлежащим грузовладельцем, имеющим все законные права на немедленное получение контейнера». Иск против «МТ» был инициирован головной фирмой «А» на основании письменного отказа и китайского коносамента. Между датой подачи иска и датой принятия решения прошло всего лишь шесть календарных дней!

До сотрудников «МТ», кажется, только тогда дошло, что дело серьезное и добром оно, видимо, уже не кончится. Однако неистребимый оптимизм навел на мысль провести собственное расследование, с тем чтобы впоследствии было чем держать удар. Задействовав все мыслимые и немыслимые связи, работники терминала в течение двух недель смогли получить копии всех необходимых документов, а кроме того, заполучили в свое распоряжение и письмо из Китая от «YYY Ltd», в котором говорилось, что «Мы, "YYY Ltd", действуем в строгом соответствии с правилами ФИАТА. Принятый нами на условиях DDU заказ был полностью исполнен: мы выдали заказчику легитимный коносамент и перечислили все необходимые для расплаты за доставку вплоть до Москвы деньги океанскому перевозчику. Поэтому мы не видим оснований в невыдаче груза». На этой ноте поперхнулся даже радиоприемник, выдав что-то уж совсем нечленораздельное.

Суд да дело, но за время разбирательств «МТ» опять был вынужден отказать компании «А-Москва» в выдаче груза. Терпение «А-Москва» лопнуло, и компания обратилась в Московский арбитражный суд с иском «о неисполнении компанией "МТ" решения международной судебной инстанции».

Много позже сотрудники злосчастного терминала узнали, что судья московского арбитража при приеме документов от истца отказалась заверить оригинал коносамента фирмы «YYY Ltd» с устным пояснением, что, мол, «документом не является». Однако это никак не помешало суду признать «МТ» виновным «в неисполнении решения стокгольмского арбитража о выдаче груза фирме "А-Москва"» и обязать «МТ» выдать контейнер даже в нарушение положений ТУ ЖД, обосновав это тем, что решение международных судебных инстанций является приоритетным над действием внутренних законов РФ.

Сложилась до идиотизма комичная ситуация: арбитражный суд обязывает компанию - оператора терминала сделать то, что она не может сделать физически, потому как сам терминал на станции принадлежит ОАО «РЖД», а «МТ» только арендует и эксплуатирует его. Вот тут-то и сказались взятые на себя чрезмерные функции - не по Сеньке шапка оказалась.

Дабы не усугублять ситуацию, сотрудники «МТ» приложили все усилия к тому, чтобы уговорить фирму «Б» обратиться с письмом к начальнику станции Автово, где они и признали себя виновными в ошибочном направлении контейнера в адрес фирмы «Б-Москва» вместо «А-Москва». На основании этого письма начальник станции Автово дал телеграмму на имя начальника станции Москва-Товарная, в которой говорилось «об изменении грузополучателя». Параллельно с этим «МТ» приходилось решать вопрос с Балтийской таможней, так как было необходимо задним числом внести аналогичные изменения и в документ контроля доставки. Это позволило выдать груз компании «А-Москва». Тут, правда, выяснилось, что компания «А-Москва» имеет в Московской области свой собственный таможенный склад и желает производить таможенную очистку контейнера именно там. Ну да это уже частное дело.

ПО ИТОГАМ ИЛИ ПОДЕЛОМ?

«МТ» пришлось выдать контейнер получателю без взыскания с него платы за почти двухмесячное хранение, терминальную обработку, раскредитование документов и автоперевозку. Апелляционное заседание арбитража было проиграно, несмотря на тот факт, что судья признала явное противоречие между ТУ ЖД и правилами обращения коносамента ФИАТА. Однако самое интересное в этой истории то, что ни суд, ни проигравшая сторона даже и не поднимали вопрос о полномочиях «МТ» по выдаче грузов от имени ОАО «РЖД». Знать, воду решили не мутить. В качестве слабого утешения и компенсации своих затрат «МТ» отказалась возвращать порожний контейнер судовладельцу. Но это уже совсем другая история


ЛИДЕР В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ!

Курсы по логистике в соответствии с мировыми стандартами и лучшими практиками проводятся крупнейшими специалистами. Обучение проводится на самой современной инновационной базе, позволяющей изучать наиболее эффективные технологии и методы в «живом» режиме. Подробнее »

НАШИ НОВОСТИ

Главные тренды в логистике 2019

Главные тренды в логистике 2019Экспертный совет XXII Московского Международного Логистического Форума назвал наиболее важные тренды в логистике на 2019 – 2020 гг.


Начал работу Экспертный совет XXII Московского Международного Логистического Форума 2019 года.

Начал работу Экспертный совет XXII Московского Международного Логистического Форума 2019 года.Целью экспертного совета является подготовка рекомендаций для Оргкомитета ММЛФ-2019 по структуре деловой программы и оценка достижений номинантов премии «Логист года».                        


Пресс-конференция CeMAT RUSSIA: о новых форматах выставки

Пресс-конференция CeMAT RUSSIA: о новых форматах выставки19 сентября 2018 года открылась Международная выставка CeMAT RUSSIA – единственная специализированная выставка по интралогистике в России. Выставка проходит в Москве, «Крокус Экспо», павильон 3, зал 12.


НОВОСТИ ЛОГИСТИКИ

CeMAT RUSSIA 2019

CeMAT RUSSIA 2019. Единственная в России выставка по складской логистике отпразднует юбилей - 10 лет.

Конференция Логистика будущего пройдет в Ставрополе 16 ноября

16 ноября 2018 г. в Ставрополе состоится федеральная конференция «Логистика будущего: ПерезаГРУЗка». Она пройдет на площадке гостиницы «Интурист-Ставрополь», проспект Карла Маркса, 42, конференц-зал.

Второй Международный форум «СКЛАДЫ РОССИИ» соберёт в Санкт-Петербурге c 14 по 16 ноября ведущих игроков рынка!

В фокусе форума самые актуальные темы, которые обсудят 30 российских и зарубежных экспертов из Германии, Испании, Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Екатеринбурга, Новосибирска, Хабаровска и ряда других городов. Будет подробно рассмотрен европейский опыт последних 20 лет, а также ключевые показатели рынка складской недвижимости России по итогам 2018 года. В рамках деловой программы эксперты обсудят главные тренды, востребованные форматы, цифры и факты.

ПАРТНЕРЫ

Специализированный
научно-практический
журнал

Работа в России