20 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ!
ФЛАГМАН БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ И SCM С 1997 ГОДА
26-27 ноя Кайдзен29-30 ноября Логистика пром.предприятия4-5 декабря _TWI10-13 дек Логистика склада 14 дек Эксель15 декабря безопасн работа складLogBook20-21 дек Управление запасами

"Подводные камни" проектирования технологии складов и логистических центров

Автор - Демин В.  Тематика - Складская логистика

Авторы:
к.т.н. Демин В.А., Мерецков О.В, Зверев А.В.

Центр инновационных технологий в логистике МАДИ, Координационный совет по логистике

Начиная любое новое дело, мы, как правило, обращаемся к опыту людей, когда-либо занимавшихся чем-то подобным. Так и в технологии складов – любое новое строительство или реконструкция начинается с выпуска проектной документации. Состав ее разделов и их содержание подробно описывается постановлением Правительства Российской Федерации № 087 от 16 февраля 2008г «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», где предусмотрена каждая мелочь – от характеристик цеховых коммуникаций, до устройства зарядных комнат и аварийных систем вентиляции. В советские годы этим занимались целые проектные институты, НИИ и т.п., в которых был накоплен богатый, а в некоторых случаях и уникальный опыт, что нашло отражение в издании методических рекомендаций по проектированию, последние из которых датируются далеким 1986 годом.
Итак, любое проектирование начинается с опросника. Как правило, он имеет ряд стандартных вопросов, ответы на которые позволяют проектировщику укрупненно представить себе технологические процессы заказчика. Например, сколько тонн груза обрабатывается в год? Или какой максимальный вес грузовой единицы? И тому подобное. Исходя из полученных ответов, проектант формирует первичные объемно-планировочные решения и предъявляет их на согласование заказчику. Вот здесь начинается самое интересное, о чем мы и попытаемся рассказать в этой статье.
Возьмем реальный пример из жизни – склад компьютерной техники. Средний вес одного изделия – не более 10кг, упаковка и прочие характеристики позволяют формировать грузовые единицы на базе европаллет, массой около 200 кг. Но все знают, что к компьютерной технике относятся также источники бесперебойного питания, которые содержат тяжелые аккумуляторные батареи. Паллета с таким грузом может весить 1,5-2 тонны. Внимание, вопрос: что запишут в соответствующей графе опросника относительно максимального веса одной грузовой единицы ответственные сотрудники департамента логистики со стороны заказчика? – Правильно! 2 тонны. А теперь представим картину, которая сформировалась у работающих с опросником инженеров-проектировщиков и архитекторов: им требуется предусмотреть такую нагрузочную способность основания пола или перекрытия, а также соответствующее сечение балок стеллажной системы, чтобы оно выдерживало нагрузку исходя из заявленного максимального веса грузопакета, который превосходит реальный в 10 раз. Естественно это приведет  дополнительному расходу металла, бетона, усилению несущих конструкций и т.п. И весь этот «праздник», оплатит заказчик. Ведь  проектировщик здесь играет на стороне строителя: ему важно соблюсти все документально оформленные пожелания заказчика, а все спорные моменты «прикрыть» нормами и рекомендациями по проектированию, чтобы создать в первую очередь безопасный объект, который потом не рухнул и не развалился бы. Относительно внутренней технологии работы склада у строителей обычно бытует мнение: «Вот мы вам построили – красиво и надежно, а вы уж что хотите там внутри, то и делайте. Мы туда не лезем». И в этом есть свои резоны – в результате получается вполне универсальный объект, не ограничивающий просторы для ведения бизнеса. Однако, у любой универсальности есть своя цена: как правило,  стоимость одного квадратного метра такого здания заметно выше, чем если его проектировать под реальные потребности конкретного заказчика.
Естественно, не всех устраивает такое состояние дел, и они заранее беспокоятся о технологии внутренней работы складского комплекса, обращаясь за советом к поставщикам специализированного оборудования – систем стеллажного хранения, автоматизированных систем хранения, грузоподъемного оборудования и т.д. Но и  тут ситуация повторяется: даже обладая  необходимыми компетенциями в смежных областях грузообработки, технолог компании-продавца замотивирован, прежде всего, на вовлечение в процесс грузообработки максимально возможного количества того оборудования, на поставках которого специализируется компания – поставить больше стеллажей, сузив проходы, закупить больше грузоподъемного оборудования у партнеров,  и т.п. А нужно ли все это?
Для того, чтобы грамотно ответить на этот вопрос, необходимо провести анализ товарных потоков по логистическим признакам. Первое, что для этого делается – выполняется анализ номенклатурного перечня товаров с разделением по товарным группам и типу. Зачем? – удивятся многие. – Мы и так прекрасно знаем свою продукцию! У нас уже есть свой классификатор!
Дело в том, что  до сих пор во многих компаниях самая значительная (иногда до 90%) группа в товарном справочнике учетной компьютерной системы  – это группа «Прочее» (или «Другое», может называться по-разному, суть от этого не меняется). Такая «классификация» не вполне позволяет оперировать при проведении анализа характерными логистическими показателями применительно к группам товаров, такими как весогабаритные характеристики, частота обращений к товару, равномерность его отгрузок, доля в общем объеме грузопотока  и т.д.  – А зачем вообще ими оперировать? – спросите вы. Неужели нельзя просто отвести определенную площадь под хранение, и оставить некоторый процент от нее на грузообработку (приемку, комплектацию)?
Конечно можно! И многие именно так и поступают, а потом размещают комплектацию к аллеях и под стеллажами полупустого склада и задумываются о строительстве многоярусного мезонина  или складывают товар в проходах и проездах, не имея свободного пространства для его хранения. Так, что выбор подхода к проектированию склада всегда остается за заказчиком.
Компетентные компании, занимающиеся логистическим проектированием, обычно большое внимание уделяют сбору исходных данных. Здесь все как в школе: правильно записать условия задачи – это уже половина ее решения. И действительно, сбор и анализ исходных данных составляет около половины трудоемкости (а порой и более) всего проекта. 
На этапе сбора данных определяются весовые и габаритные характеристики как единицы хранимого товара, так и его более крупной упаковки (УГЕ – укрупненная грузовая единица), а также конечное количество штук на одной паллете или в другой, самой крупной упаковке (если это применимо). Это очень важно для правильного проведения анализа структуры внешних и внутренних грузопотоков логистического центра, а также  товарных запасов, который проводится на следующем этапе.
Очевидно, что из укрупненного макроэкономического показателя в виде годового грузооборота в тоннах или кубических метрах достоверно не определяется ни единовременный объем хранения, ни пиковая мощность внешнего потока. А ведь это ключевые моменты, определяющие полезную площадь склада, количество погрузо-разгрузочных ворот, размеры внутренних технологических зон, способ обработки грузов и  т.п. Для их определения и требуется проведение анализа структуры товаропотоков компании по логистическим признакам.
Обычно проводится трехмерный ABC-XYZ-DEF анализ, но возможно добавление и большего количества анализируемых факторов. ABC-анализ обычно проводится по грузообороту активных позиций (в штуках, тоннах и/или кубических метрах). Ранжируя  полученный результат по правилу Парето, выделяют три группы товаров – «горячую», «среднюю» и «холодную». Основная задача АВС-анализа – определить, какие товары составляют основу товаропотока, с тем, чтобы подобрать технологическое решение, наиболее эффективное для их обработки и хранения.
XYZ-анализ показывает степень равномерности отгрузок (приходов) по каждой товарной позиции. Методика его проведения аналогична ABC-анализу, с той лишь разницей, что ранжирование осуществляется по коэффициенту вариации (среднеквадратичного отклонения) исследуемого показателя, то есть группе «Х» соответствуют товары, доля которых в товарном потоке сравнительно равномерна, а в группе «Z»   - наоборот, товары, появление которых в товарном потоке характеризуется исключительной неравномерностью (носит «всплесковый» характер). Понимание структуры товарных потоков, с точки зрения равномерности их прихода или отгрузок конкретного товара, очень важно при определении оптимальных размеров запасов, а, следовательно, и объемов зоны основного хранения.
Следующий вид анализа – DEF-анализ – показывает частоту обращений к конкретным товарным позициям. Методика его проведения аналогична ABC-анализу, только  «Горячую» группу составляют  товарные позиции, обеспечивающие 80% трудоемкости при комплектации заказов, а «холодную» - 5% от общей трудоемкости. 
Методика совмещения всех этих трех видов анализов в трехмерный ABC-XYZ-DEF-анализ позволяет подобрать размеры, взаимное расположение и оснащенность  различных технологических участков склада или распределительного центра наилучшим образом.
Следующая головная боль проектировщика и заказчика – это альтернативное проектирование. Не секрет, что один и тот же грузопоток можно обслужить с использованием разных технологий. Примеров тому много – можно использовать технологию комплектации «человек к товару» (man-to-goods), а можно – «товар к человеку» (goods-to-man), можно использовать широкопроходную технологию паллетного хранения, а можно  - узкопроходную или вообще отказаться от появления человека в зоне хранения, установив кран-штабелер, можно выдавать задания операционному персоналу склада на бумаге, можно  - через терминал сбора данных, а можно светом  (технология pick-by-light) или голосом (pick-by-voice) с современной компьютерной визуализацией через очки а-ля терминатор и т.д. 
Каждая технология, даже самая примитивная, имеет право на жизнь, и задача проектировщика  - проработать все возможные альтернативы логистических технологий на объекте. Хорошо, когда таких комбинаций оказывается 2-3, но в большинстве случаев речь идет о 5-6, а иногда и более технологиях грузообработки на разных участках логистической цепочки, и для принятия обоснованного решения о выборе той или иной комбинации заказчику необходимо получить детализированную модель  для каждого из вариантов. Только когда каждая модель просчитана, с точки зрения инвестиционных затрат и сроков окупаемости, их можно сравнивать.
Кейс «Особенности и «подводные камни» внутрискладских технологических решений.
При строительстве нового склада Заказчик – логистический оператор - заранее определился с технологией хранения. Была выбрана узкопроходная технология, а для увеличения полезной емкости склада проект предусматривал 14 м высоты до низа инженерных конструкций. Генподрядчиком выступала аффилированная по отношению к Заказчику строительная компания. На этапе проектирования никто особо не задавался вопросом о нюансах такого важного элемента склада как пол. Соответственно, в смете были предусмотрены стандартные работы и примерное финансирование. Когда, совершенно случайно (!), эта часть проектной документации попала к логистам сразу возникла масса вопросов! Конструкция плиты для пола даже без расчётов была явно слабой для предполагаемых нагрузок, проектировщики не проконсультировались со специалистами по строительству современных полов для склада. Результат – проведение тендера, заказ отдельного проекта полов. Но и это не все!
Выбор субподрядчика на эти работы проводился по критерию стоимости работ. Это при максимальной 12 метровой погрузочной высоте и узких проходах! Конечно, многие «дешевые» строители полов уже наслышаны о стандартах ровности. Например, о DIN 15185 – у нас в стране все-таки большее распространение получили европейские стандарты, нежели американский ASTM. Однако, указанный DIN 15185 применим для широкопроходных технологий и/или меньшей высоты. В этом случае необходимо было применять DIN 18202, который гораздо более строгий, что по настоянию логистов и было указано в ТЗ. Беда в том, что у нас в стране практически отсутствуют современные средства измерения ровности пола! В связи с этим «приемка» выполненных работ выполнялась после установки стеллажной системы прогоном по проходу узкопроходного штабелера с кабиной, поднятой на максимальную высоту. Представитель субподрядчика после этой «проверки» имел бледный вид – амплитуда раскачки кабины была критической! Результат – штрафные санкции, затраты и времени, и средств на исправление полов.


Из собственного опыта следует отметить, что, как правило, технологии, требующие в начальной фазе большего объема инвестиций (речь идет о высокотехнологичных логистических решениях) быстрее окупаются по сравнению с более дешевыми. Это можно объяснить более высокой интенсивностью  работы оборудования и меньшим участием в этой работе персонала. Однако, главным экспертом в данном вопросе, конечно, остается заказчик: ведь всегда лучше та технология, которую можно себе позволить сегодня и которая будет отвечать потребностям бизнеса завтра, чем та,  внедрение которой будет на неопределенный срок отложено из-за недостатка финансирования.
Еще одной важной особенностью, о которой необходимо упомянуть, является постпроектное сопровождение.  Не всегда имеется возможность в процессе строительства или запуска в эксплуатацию нового склада получить необходимые уточнения или выполнить некоторые корректировки технологии грузообработки у автора проекта в условия быстроменяющихся потребностей рынка, а ведь это порой сводит на нет всю эффективность предложенных решений. Серьезные компании обычно не бросают своих клиентов и консультируют их на протяжении всего периода внедрения проекта.
Вот так, простыми словами, мы попробовали вкратце разобраться с ситуацией  вокруг некоторых особенностей проектирования  складов и распределительных центров. А вообще, как в любом деле, в технологическом проектировании – главное правильно выбрать партнера, который корректно соберет и проанализирует исходные данные и предложит одно или несколько системных решений, наиболее подходящих для удовлетворения сегодняшних и завтрашних потребностей бизнеса.

 


ЛИДЕР В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ!

Курсы по логистике в соответствии с мировыми стандартами и лучшими практиками проводятся крупнейшими специалистами. Обучение проводится на самой современной инновационной базе, позволяющей изучать наиболее эффективные технологии и методы в «живом» режиме. Подробнее »

НАШИ НОВОСТИ

Начал работу Экспертный совет XXII Московского Международного Логистического Форума 2019 года.

Начал работу Экспертный совет XXII Московского Международного Логистического Форума 2019 года.Целью экспертного совета является подготовка рекомендаций для Оргкомитета ММЛФ-2019 по структуре деловой программы и оценка достижений номинантов премии «Логист года».                        


Пресс-конференция CeMAT RUSSIA: о новых форматах выставки

Пресс-конференция CeMAT RUSSIA: о новых форматах выставки19 сентября 2018 года открылась Международная выставка CeMAT RUSSIA – единственная специализированная выставка по интралогистике в России. Выставка проходит в Москве, «Крокус Экспо», павильон 3, зал 12.


LOGBOOK. Настольная книга для организации логистики склада

LOGBOOK. Настольная книга для организации логистики складаПрезентация LogBook – настольной книги для организации логистики склада.


НОВОСТИ ЛОГИСТИКИ

Конференция Логистика будущего пройдет в Ставрополе 16 ноября

16 ноября 2018 г. в Ставрополе состоится федеральная конференция «Логистика будущего: ПерезаГРУЗка». Она пройдет на площадке гостиницы «Интурист-Ставрополь», проспект Карла Маркса, 42, конференц-зал.

Второй Международный форум «СКЛАДЫ РОССИИ» соберёт в Санкт-Петербурге c 14 по 16 ноября ведущих игроков рынка!

В фокусе форума самые актуальные темы, которые обсудят 30 российских и зарубежных экспертов из Германии, Испании, Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Екатеринбурга, Новосибирска, Хабаровска и ряда других городов. Будет подробно рассмотрен европейский опыт последних 20 лет, а также ключевые показатели рынка складской недвижимости России по итогам 2018 года. В рамках деловой программы эксперты обсудят главные тренды, востребованные форматы, цифры и факты.

В этом году на CeMAT Russia – новая экспозиция робототехники для склада и интралогистики

В этом году на CeMAT Russia – новая экспозиция робототехники для склада и интралогистики

ПАРТНЕРЫ

Специализированный
научно-практический
журнал

Работа в России