20 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ!
ФЛАГМАН БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ И SCM С 1997 ГОДА
ММЛФ2018Стажировка в Германии 2019LogBook

Особенности проектирования технологии складов и распределительных центров

Автор - - -  Тематика - Складская логистика

Особенности проектирования технологии складов и распределительных центров

Начиная любое новое дело, мы, как правило, обращаемся к опыту людей, когда-либо занимавшихся чем-то подобным. Так и в технологии складов - любое новое строительство или реконструкция начинается с выпуска проектной документации. Состав ее разделов и их содержание подробно описывается постановлением Правительства Российской Федерации№ 087 от 16 февраля 2008г «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», где предусмотрена каждая мелочь - от характеристик цеховых коммуникаций, до устройства зарядных комнат и аварийных систем вентиляции. В советские годы этим занималиь целые проектные институты, НИИ и т.п., в которых был накоплен богатый, а в некоторых случаях и уникальный опыт, что нашло отражение в издании методических рекомендаций по проектированию, последние из которых датируются далеким 1986 годом.

Итак, любое проектирование начинается с опросника. Как правило, он имеет ряд стандартных вопросов, ответы на которые позволяют проектировщику укрупненно представить себе технологические процессы заказчика. Например, сколько тонн груза обрабатывается в год? Или какой максимальный вес грузовой единицы? И тому подобное. Исходя из полученных ответов, проектант формирует первичные объемно-планировочные решения и предъявляет их на согласование заказчику. Вот здесь начинается самое интересное, о чем мы и попытаемся рассказать в этой статье.

Возьмем реальный пример из жизни - склад компьютерной техники. Средний вес одного изделия - не более 10кг, упаковка и прочие характеристики позволяют формировать грузовые единицы на базе европаллет, массой около 200 кг. Но все знают, что к компьютерной технике относятся также источники бесперебойного питания, которые содержат тяжелые аккумуляторные батареи. Паллета с таким грузом может весить 1,5-2 тонны. Внимание, вопрос: что запишут в соответствующей графе опросника относительно максимального веса одной грузовой единицы ответственные сотрудники департамента логистики со стороны заказчика? - Правильно! 2 тонны. А теперь представим картину, которая сформировалась у работающих с опросником инженеров-проектировщиков и архитекторов: им требуется предусмотреть такую нагрузочную способность основания пола или перекрытия, а также соответствующее сечение балок стеллажной системы, чтобы оно выдерживало нагрузку исходя из заявленного максимального веса грузопакета, который превосходит реальный в 10 раз. Естественно это приведет  дополнительному расходу металла, бетона, усилению несущих конструкций и т.п. И весь этот «праздник», оплатит заказчик. Ведь  проектировщик здесь играет на стороне строителя: ему важно соблюсти все документально оформленные пожелания заказчика, а все спорные моменты «прикрыть» нормами и рекомендациями по проектированию, чтобы создать в первую очередь безопасный объект, который потом не рухнул и не развалился бы. Относительно внутренней технологии работы склада у строителей обычно бытует мнение: «Вот мы вам построили - красиво и надежно, а вы уж что хотите там внутри, то и делайте. Мы туда не лезем». И в этом есть свои резоны - в результате получается вполне универсальный объект, не ограничивающий просторы для ведения бизнеса. Однако, у любой универсальности есть своя цена: как правило,  стоимость одного квадратного метра такого здания заметно выше, чем если его проектировать под реальные потребности конкретного заказчика.

Естественно, не всех устраивает такое состояние дел, и они заранее беспокоятся о технологии внутренней работы складского комплекса, обращаясь за советом к поставщикам специализированного оборудования - систем стеллажного хранения, автоматизированных систем хранения, грузоподъемного оборудования и т.д. Но и  тут ситуация повторяется: даже обладая  необходимыми компетенциями в смежных областях грузообработки, технолог компании-продавца замотивирован, прежде всего, на вовлечение в процесс грузообработки максимально возможного количества того оборудования, на поставках которого специализируется компания - поставить больше стеллажей, сузив проходы, закупить больше грузоподъемного оборудования у партнеров,  и т.п. А нужно ли все это?

Для того, чтобы грамотно ответить на этот вопрос, необходимо провести анализ товарных потоков по логистическим признакам. Первое, что для этого делается - выполняется анализ номенклатурного перечня товаров с разделением по товарным группам и типу. Зачем? - удивятся многие. - Мы и так прекрасно знаем свою продукцию! У нас уже есть свой классификатор!

Дело в том, что  до сих пор во многих компаниях самая значительная (иногда до 90%) группа в товарном справочнике учетной компьютерной системы  - это группа «Прочее» (или «Другое», может называться по-разному, суть от этого не меняется). Такая «классификация» не вполне позволяет оперировать при проведении анализа характерными логистическими показателями применительно к группам товаров, такими как весогабаритные характеристики, частота обращений к товару, равномерность его отгрузок, доля в общем объеме грузопотока  и т.д.  - А зачем вообще ими оперировать? - спросите вы. Неужели нельзя просто отвести определенную площадь под хранение, и оставить некоторый процент от нее на грузообработку (приемку, комплектацию)?

Конечно можно! И многие именно так и поступают, а потом размещают комплектацию к аллеях и под стеллажами полупустого склада и задумываются о строительстве многоярусного мезонина или складывают товар в проходах и проездах, не имея свободного пространства для его хранения. Так, что выбор подхода к проектированию склада всегда остается за заказчиком.

Компетентные компании, занимающиеся логистическим проектированием, обычно большое внимание уделяют сбору исходных данных. Здесь все как в школе: правильно записать условия задачи - это уже половина ее решения. И действительно, сбор и анализ исходных данных составляет около половины трудоемкости (а порой и более) всего проекта.

На этапе сбора данных определяются весовые и габаритные характеристики как единицы хранимого товара, так и его более крупной упаковки (УГЕ - укрупненная грузовая единица), а также конечное количество штук на одной паллете или в другой, самой крупной упаковке (если это применимо). Это очень важно для правильного проведения анализа структуры внешних и внутренних грузопотоков логистического центра, а также  товарных запасов, который проводится на следующем этапе.

Очевидно, что из укрупненного макроэкономического показателя в виде годового грузооборота в тоннах или кубических метрах достоверно не определяется ни единовременный объем хранения, ни пиковая мощность внешнего потока. А ведь это ключевые моменты, определяющие полезную площадь склада, количество погрузо-разгрузочных ворот, размеры внутренних технологических зон, способ обработки грузов и  т.п. Для их определения и требуется проведение анализа структуры товаропотоков компании по логистическим признакам.

Обычно проводится трехмерный ABC-XYZ-DEF анализ, но возможно добавление и большего количества анализируемых факторов. ABC-анализ обычно проводится по грузообороту активных позиций (в штуках, тоннах и/или кубических метрах). Ранжируя  полученный результат по правилу Парето, выделяют три группы товаров - «горячую», «среднюю» и «холодную». Основная задача АВС-анализа - определить, какие товары составляют основу товаропотока, с тем, чтобы подобрать технологическое решение, наиболее эффективное для их обработки и хранения.

XYZ-анализ показывает степень равномерности отгрузок (приходов) по каждой товарной позиции. Методика его проведения аналогична ABC-анализу, с той лишь разницей, что ранжирование осуществляется по коэффициенту вариации (среднеквадратичного отклонения) исследуемого показателя, то есть группе «Х» соответствуют товары, доля которых в товарном потоке сравнительно равномерна, а в группе «Z» - наоборот, товары, появление которых в товарном потоке характеризуется исключительной неравномерностью (носит «всплесковый» характер). Понимание структуры товарных потоков с точки зрения равномерности их прихода или отгрузок конкретного товара очень важно при определении оптимальных размеров запасов, а, следовательно, и объемов зоны основного хранения.

Следующий вид анализа - DEF-анализ - показывает частоту обращений к конкретным товарным позициям. Методика его проведения аналогична ABC-анализу, только  «Горячую» группу составляют  товарные позиции, обеспечивающие 80%трудоемкости при комплектации заказов, а «холодную» - 5%от общей трудоемкости.

Методика совмещения всех этих трех видов анализов в трехмерный ABC-XYZ-DEF-анализ позволяет подобрать размеры, взаимное расположение и оснащенность  различных технологических участков склада или распределительного центра наилучшим образом.

Следующая головная боль проектировщика и заказчика - это альтернативное проектирование. Не секрет, что один и тот же грузопоток можно обслужить с использованием разных технологий. Примеров тому много - можно использовать технологию комплектации «человек к товару» (man-to-goods), а можно - «товар к человеку» (goods-to-man), можно использовать широкопроходную технологию паллетного хранения, а можно  - узкопроходную или вообще отказаться от появления человека в зоне хранения, установив кран-штабелер, можно выдавать задания операционному персоналу склада на бумаге, можно  - через терминал сбора данных, а можно светом  (технология puck-by-light) или голосом (pick-by-voice) с современной компьютерной визуализацией через очки а-ля терминатор и т.д.

Каждая технология, даже самая примитивная, имеет право на жизнь, и задача проектировщика  - проработать все возможные альтернативы логистических технологий на объекте. Хорошо, когда таких комбинаций оказывается 2-3, но в большинстве случаев речь идет о 5-6, а иногда и более технологиях грузообработки на разных участках логистической цепочки, и для принятия обоснованного решения о выборе той или иной комбинации заказчику необходимо получить детализированную модель  для каждого из вариантов. Только когда каждая модель просчитана, с точки зрения инвестиционных затрат и сроков окупаемости, их можно сравнивать.

Из собственного опыта следует отметить, что, как правило, технологии, требующие в начальной фазе большего объема инвестиций (речь идет о высокотехнологичных логистических решениях) быстрее окупаются по сравнению с более дешевыми. Это можно объяснить более высокой интенсивностью  работы оборудования и меньшим участием в этой работе персонала. Однако, главным экспертом в данном вопросе, конечно, остается заказчик:ведь всегда лучше та технология, которую можно себе позволить сегодня и которая будет отвечать потребностям бизнеса завтра, чем та,  внедрение которой будет на неопределенный срок отложено из-за недостатка финансирования.

Еще одной важной особенностью, о которой необходимо упомянуть, является постпроектное сопровождение.  Не всегда имеется возможность в процессе строительства или запуска в эксплуатацию нового склада получить необходимые уточнения или выполнить некоторые корректировки технологии грузообработки у автора проекта в условия быстроменяющихся потребностей рынка, а ведь это порой сводит на нет всю эффективность предложенных решений. Серьезные компании обычно не бросают своих клиентов и консультируют их на протяжении всего периода внедрения проекта.

Вот так, простыми словами, мы попробовали вкратце разобраться с ситуацией вокруг некоторых особенностей проектирования  складов и распределительных центров. А вообще, как в любом деле, в технологическом проектировании - главное правильно выбрать партнера, который корректно соберет и проанализирует исходные данные и предложит одно или несколько системных решений, наиболее подходящихдля удовлетворения сегодняшних и завтрашних потребностей бизнеса.



Олег Мерецков,

заместитель директора по проектной работе,

Координационный совет по логистике


ЛИДЕР В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ!

Курсы по логистике в соответствии с мировыми стандартами и лучшими практиками проводятся крупнейшими специалистами. Обучение проводится на самой современной инновационной базе, позволяющей изучать наиболее эффективные технологии и методы в «живом» режиме. Подробнее »

НАШИ НОВОСТИ

Конкурс Логист года – 2018. Подробнее об условиях участия »

Конкурс Логист года – 2018. Подробнее об условиях участия »Определим победителей конкурса 14 февраля на ММЛФ-2019.  Сегменты участия: ритейл, поставщики, промышленные предприятия.  


Главные тренды в логистике на 2019-2020 года

Главные тренды в логистике на 2019-2020 годаЭкспертный совет XXII Московского Международного Логистического Форума назвал наиболее важные тренды в логистике на 2019 – 2020 гг.  


Начал работу Экспертный совет XXII Московского Международного Логистического Форума 2019 года.

Начал работу Экспертный совет XXII Московского Международного Логистического Форума 2019 года.Целью экспертного совета является подготовка рекомендаций для Оргкомитета ММЛФ-2019 по структуре деловой программы и оценка достижений номинантов премии «Логист года».                        


НОВОСТИ ЛОГИСТИКИ

Склады РФ-2019

Всю правду о складской элите России опубликуют в гиде «Склады РФ-2019».

CeMAT RUSSIA 2019

CeMAT RUSSIA 2019. Единственная в России выставка по складской логистике отпразднует юбилей - 10 лет.

Конференция Логистика будущего пройдет в Ставрополе 16 ноября

16 ноября 2018 г. в Ставрополе состоится федеральная конференция «Логистика будущего: ПерезаГРУЗка». Она пройдет на площадке гостиницы «Интурист-Ставрополь», проспект Карла Маркса, 42, конференц-зал.

ПАРТНЕРЫ

Специализированный
научно-практический
журнал

Работа в России