20 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ!
ФЛАГМАН БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ И SCM С 1997 ГОДА
19-23 ноября Неделя логистики26-27 ноя Кайдзен29-30 ноября Логистика пром.предприятия4-5 декабря _TWI10-13 дек Логистика склада Федеральный Логистический ФорумLogBook

Гуд-бай, Америка!

Автор - Наджар А.  Тематика - Транспортная логистика
Журнал "Логистик & система", №10 октябрь 2005 г.

Политический климат в отношениях России и США за последние годы заметно смягчился и потеплел, однако двухсторонние торгово-экономические отношения, невзирая на все заверения в том, что они «подошли к новому качественному рубежу и в ближайшие 3-4 года могут достичь принципиально нового уровня», по-прежнему оставляют желать лучшего. Подтверждением тому служит показатель грузооборота между Россией и США, который существенно уступает показателям грузооборота между Россией и ЕС, а также Россией и Юго-Восточной Азией. Тому, конечно, есть и объективные причины: стоимость американских товаров довольно высока, на доставку уходит уйма времени, да и прогнозировать точную дату поступления товара проблематично. Поэтому из Штатов к нам везутся либо ценные и дорогостоящие товары, такие как электроника и технологически продвинутое оборудование, эксклюзивная одежда, сборные дома (которе не научились еще подделывать китайцы), либо дешевое мясо и птица по долгосрочным контрактам. Если груз жизненно необходим и вам не страшны ни длительные сроки транспортировки, ни то и дело налетающие ураганы, ни иные форс-мажорные обстоятельства, но при этом самолетом его везти невыгодно, то вероятнее всего вы предпочтете контейнерную перевозку по морю. Конечно, легче всего переложить все трудности, связанные с оформлением документов и организацией доставки груза, на плечи агента, однако для того чтобы эта ноша не оказалась непосильной (что может привести к задержке и даже потере товара), не помешает разобраться, каким образом строится процесс мультимодальной перевозки и как можно его ускорить.

МОРСКАЯ ЛИНИЯ ИЛИ АГЕНТ-ЭКСПЕДИТОР?

Прежде всего важно определиться, как мы будем работать: напрямую с морской линией или при посредстве экспедитора. Морские линии, как правило, ориентированы на работу с экспедиторами и крупными грузоотправителями и при большом объеме перевозок могут предложить серьезные скидки. Кстати, никогда не будет лишним обратиться в несколько линий и сравнить их ставки.

Но с другой стороны, морская линия никогда не даст гарантии доставки точно в срок и уж тем более не позволит указывать этот срок в договоре. Транспортно-экспедиторская компания может подписать договор с фиксированной датой (или сроком) доставки и взять на себя ответственность за груз, однако рассчитывать на то, что экспедитор подпишется под высокими суммами штрафов за задержки, не стоит, так как при возникновении подобных ситуаций ему придется компенсировать неисполнение условий договора из своего кармана, а истинный виновник задержки - морская линия - в любом случае затраты не компенсирует. Приходится сделать вывод, что поставлять груз небольшими партиями (от 1 до 20 контейнеров) выгоднее через транспортно-экспедиторскую компанию - есть вероятность того, что ставка экспедитора будет ниже ставки морской линии. Тем более что морская линия при упоминании перевозки «от порта до двери» скорее всего заявит очень высокую цену, попутно отказавшись от таможенного оформления груза. Экспедиторские компании так разбрасываться клиентами позволить себе не могут, а потому придерживаются приемлемых цен и от оказания дополнительных услуг не отказываются. Морская линия осуществляет перевозку только по строго определенным маршрутам, то есть доставка возможна в некий ограниченный круг портов, тогда как агенты транспортных компаний могут сотрудничать с разными линиями и организовывать перевозки практически по любым направлениям.
Срок доставки напрямую связан с тем, насколько оперативно и качественно была организована и осуществлена работа агента с грузом и сопроводительными документами на каждом этапе: на складе отправителя, в порту отправления, в транзитном порту, на конечном складе получателя. Ключевым этапом является подготовка товара к отгрузке.

ПОДГОТОВКА К ОТГРУЗКЕ

В зависимости от того, где именно находится товар, выбирается ближайший порт отправления, который может обслуживать как фидерные, так и океанские суда, контейнеровозы. Полученный от грузоотправителя товар грузят на контейнерную площадку либо на железнодорожную платформу, привозят в порт и выгружают. Пока оформляются коносаменты, груз инспектируется, а также собираются партии груза от других отправителей. Примерно раз в неделю контейнеры из фидерного порта (например, Бостона) отправляются в океанский порт (например, в Нью-Йорк). Если поблизости фидерного порта нет или он совсем небольшой (способен обслуживать не более 500 контейнеров), везти туда груз (особенно большую партию) может быть нецелесообразно. Разумнее будет организовать автомобильную перевозку до ближайшего океанского порта. Это стоит немного дороже, однако значительно сократит срок доставки.

На практике довольно много времени уходит на согласование всех условий перевозки между поставщиком и агентом транспортной компании. Несмотря на то что форма экспортной декларации в Америке сравнительно проста для заполнения, американские грузоотправители все же предпочитают работать на условиях EXW. Поэтому крайне важно четко зафиксировать момент передачи товара, чтобы избежать сложных и, как правило, длительных разбирательств, по чьей вине случился простой и кому предъявлять претензию - грузоотправителю или агенту. Грузоотправитель, заключивший договор с грузополучателем о поставке точно в срок, дабы избежать штрафных санкций, уведомляет получателя о готовности груза к отправке. Но в реальности поставщик может попросту тянуть время и списывать задержку отправки на нерадивого экспедитора.

Интересно, что такая волокита с документами может сыграть и положительную роль - в частности, при прохождении грузом российской таможни. Как правило, проблем с растаможкой американских грузов гораздо меньше, нежели, например, с растаможкой грузов из Китая, которые приходят по состряпанным на скорую руку сопроводительным документам.

ДВА СПОСОБА ТРАНСПОРТИРОВКИ

После того как вы определили для себя, какому именно агенту вы перепоручите судьбу вашего товара, и организовали доставку груза в порт, просчитайте, какая схема поставки будет оптимальна как с точки зрения сроков, так и стоимости транспортировки. В случае с контейнерными перевозками существует несколько вариантов загрузки товара, но мы остановимся лишь на двух наиболее популярных.

ПЕРЕВОЗКА ЦЕЛОГО КОНТЕЙНЕРА

Если ваш товар весит более 10 т или его объем превышает 20 м³, то экономически выгодно заказать отдельный контейнер. Вся перевозка (от порта Америки через транзитный порт Рига/Клайпеда/Котка/Санкт-Петербург до получателя в России) займет около 30 дней (20-25 дней от порта отправления, в зависимости от местонахождения груза в США, до транзитного порта и, к примеру, еще 3-5 дней до Москвы). Основным фактором, влияющим на срок доставки, будет работа агента в порту отправления, то есть то, насколько оперативно он свяжется с отправителем, как быстро будут оформлены документы и загружен контейнер на борт судна.

ПЕРЕВОЗКА СБОРНОГО ГРУЗА

Если груз весит не более 10 т, а объем не превышает 20 м³, и вы хотите максимально сэкономить, то груз имеет смысл везти в морском контейнере в составе сборного груза до транзитного склада в Европе, а далее автотранспортом в составе сборного груза до Москвы. Фактически речь идет о покупке части контейнера (например, 5 м³), при котором ставка за перевозку 1 м³ будет существенно выше, чем при загрузке целого контейнера.

Контейнер VS сборный груз

Примерная ставка на 20-футовый контейнер, включая все дополнительные расходы в порту и прочие сборы по маршруту Нью-Йорк-Котка, составляет $1900-2300, а стоимость перевозки 5 м³ (1500 кг) по тому же маршруту равна $700-900. Если посчитать стоимость перевозки за 1 кг или 1 м³, при условии, что объем груза не превышает 30 м³, а масса 15 000 кг и он умещается в один контейнер, занимая его полностью, то получится следующее:

а) при доставке полным контейнером (FCL) стоимость перевозки составляет 2300/15 000 = 0,153 $/кг или 2300/30 = 77 $/м³;
б) при доставке в составе сборного контейнера (LCL) стоимость перевозки равна 900/1500 = 0,6 $/кг или 900/5 = 180 $/м³.

Сравниваем ставки FCL = 0,153 $/кг и 77 $/м³, LCL = 0,6 $/кг и 180 $/м³.

Сравниваем по максимальному значению м³ и получаем 180/77 = 2,33, то есть стоимость перевозки в сборном контейнере до порта выше в 2,33 раза за м³, однако ниже стоимости перевозки отдельного контейнера для небольшой партии груза.

При транспортировке сборного груза товар доставляется на склад порта, где происходит сортировка груза с учетом направления поставок. Затем, согласно определенному расписанию, грузы загружаются в контейнер. Агент в порту оформляет коносаменты (обычно на каждый груз в отдельности) и передает их отправителю, а тот в свою очередь отправляет их по почте получателю. Зная реалии российской почты, нужно быть готовым к тому, что срок перевозки может растянуться в среднем на 40 дней. Но поскольку товар прибывает на московскую таможню в составе сборного груза, стоимость таможенного оформления на единицу продукции будет существенно ниже. Это обусловлено тем, что стоимость услуг брокера (от $500 до $1500) и сумма накладных расходов (около $200 за оформление грузосопроводительных документов) равномерно распределяются между всеми грузами в контейнере пропорционально занимаемому объему. Соответственно при перевозке небольшой партии товара в отдельном контейнере данные расходы ложатся только на ваш груз.

Стоит учитывать, что если небольшая партия груза везется, например, до Санкт-Петербурга, а таможенное оформление производится в Москве, необходимо сопроводить груз под таможенным контролем из Санкт-Петербурга в Москву. Однако сборные грузы под таможенным контролем по маршруту Санкт-Петербург-Москва не перевозятся, следовательно, придется заказать целую фуру, а это уже выльется в кругленькую сумму (минимум $700-800 за одну партию).

Поэтому схема перевозки выстраивается следующим образом: сборные грузы довозятся до транзитных портов в составе сборных контейнеров (например, до Котки или Клайпеды), затем они выгружаются на склад в порту и отправляются на ближайший консолидационный склад транспортно-экспедиторской компании (например, в Хельсинки или в Вильнюс). Для того чтобы вывезти грузы из порта и оформить транзитную декларацию (Т1), потребуется предоставить оригиналы коносамента и копию инвойса. После того как груз поступил на склад консолидации, его сортируют и вместе с другими грузами отправляют в Россию (обычно в Москву). Пройдя все таможенные формальности, грузы выгружаются на распределительный склад в Москве или в другом крупном транзитном центре (Нижний Новгород, Санкт-Петербург), а затем местной доставкой развозятся грузополучателям.

КЛЮЧ К УСПЕХУ

Прежде чем приступить к организации поставки груза из США, ответьте себе на следующие вопросы. Будет ли это разовая поставка или планируется подписание долгосрочного контракта с поставщиком? Выгодно ли вам заказать целый контейнер для партии груза или ограничиться только местом внутри контейнера? Целесообразно ли везти груз на консолидационный склад и кому поручить таможенное оформление груза? Тщательная проработка маршрута и осведомленность обо всех деталях организации поставки придаст вам уверенность в том, что вы сможете избежать ненужных проблем и доставить груз в целости и сохранности в заданные сроки

Порядок действий грузополучателя: рекомендации

Подав заявки на перевозку в морскую линию или в транспортно-экспедиторскую компанию, не забудьте взять контакты агентов/представителей, которые будут заниматься отправкой груза. Всю полученную контактную информацию следует переслать вашим поставщикам груза, чтобы и они при возникновении каких-то вопросов могли связаться с агентами.

После получения от морской линии или экспедитора точной даты букинга ее следует уточнить у отправителя и заодно поинтересоваться у него, на какое число назначена дата вывоза груза при условии EXW и какие документы он представит с грузом.

Обязательно должны быть в наличии:

  • экспортная таможенная декларация;
  • транспортная накладная;

ЛИДЕР В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ!

Курсы по логистике в соответствии с мировыми стандартами и лучшими практиками проводятся крупнейшими специалистами. Обучение проводится на самой современной инновационной базе, позволяющей изучать наиболее эффективные технологии и методы в «живом» режиме. Подробнее »

НАШИ НОВОСТИ

Пресс-конференция CeMAT RUSSIA: о новых форматах выставки

Пресс-конференция CeMAT RUSSIA: о новых форматах выставки19 сентября 2018 года открылась Международная выставка CeMAT RUSSIA – единственная специализированная выставка по интралогистике в России. Выставка проходит в Москве, «Крокус Экспо», павильон 3, зал 12.


LOGBOOK. Настольная книга для организации логистики склада

LOGBOOK. Настольная книга для организации логистики складаПрезентация LogBook – настольной книги для организации логистики склада.


КСЛ выступит ключевым партнером деловой программы Форума CeMAT Russia - 2018

КСЛ выступит ключевым партнером деловой программы Форума CeMAT Russia - 201819-21 сентября в МВЦ «Крокус Экспо» пройдет 9-я Международная выставка складской техники и систем, подъемно-транспортного оборудования и средств автоматизации склада CeMAT Russia - 2018. Координационный центр логистики 19 сентября примет комплексное участие в выставке.


НОВОСТИ ЛОГИСТИКИ

Конференция Логистика будущего пройдет в Ставрополе 16 ноября

16 ноября 2018 г. в Ставрополе состоится федеральная конференция «Логистика будущего: ПерезаГРУЗка». Она пройдет на площадке гостиницы «Интурист-Ставрополь», проспект Карла Маркса, 42, конференц-зал.

Второй Международный форум «СКЛАДЫ РОССИИ» соберёт в Санкт-Петербурге c 14 по 16 ноября ведущих игроков рынка!

В фокусе форума самые актуальные темы, которые обсудят 30 российских и зарубежных экспертов из Германии, Испании, Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Екатеринбурга, Новосибирска, Хабаровска и ряда других городов. Будет подробно рассмотрен европейский опыт последних 20 лет, а также ключевые показатели рынка складской недвижимости России по итогам 2018 года. В рамках деловой программы эксперты обсудят главные тренды, востребованные форматы, цифры и факты.

В этом году на CeMAT Russia – новая экспозиция робототехники для склада и интралогистики

В этом году на CeMAT Russia – новая экспозиция робототехники для склада и интралогистики

ПАРТНЕРЫ

Специализированный
научно-практический
журнал

Работа в России