20 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ!
ФЛАГМАН БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ И SCM С 1997 ГОДА
Главная - Статьи - Эффективная логистика. Глава 1. Анализ общих логистических затрат и методов их оптимизации.
СТАЖИРОВКА И ОБУЧЕНИЕ «ПРОГРАММА В ГЕРМАНИИ ПО ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИЮ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК27фев-29март 2018 ПК Складская логистика

Эффективная логистика. Глава 1. Анализ общих логистических затрат и методов их оптимизации.

Автор - Миротин Л.Б.  Тематика - Логистика

ГЛАВА 1.
АНАЛИЗ ОБЩИХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ И МЕТОДОВ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ

1.1. Затраты, связанные с обеспечением логистической деятельности предприятия
Логистические затраты представляют собой затра¬ты трудовых, материальных, финансовых и информа¬ционных ресурсов, обусловленные выполнением пред¬приятиями своих функций по выполнению заказов потребителей. Затраты предприятий, включаемые в состав логистических затрат, весьма разнообразны и подразделяются по элементам затрат, функциональ¬ным областям и центрам ответственности (рис. 1).
Укрупненный анализ логистических затрат осуще¬ствляется по следующим группам расходов: на за¬купку, производство и сбыт продукции.
Затраты на закупку продукции включают расхо¬ды по приобретению сырья и материалов, т.е. их стоимость, расходы по оформлению заказа, транс¬портные расходы, расходы на хранение производст¬венных запасов, издержки на вложенный капитал.
Затраты на производство продукции включают расходы на приемку сырья и материалов, оформле¬ние заказа на производство продукции, внутрипроиз¬водственную транспортировку, продукции, хранение продукции незавершенного производства, а также издержки от замораживания финансовых средств.
Затраты на сбыт продукции включают расходы на хранение запасов готовой продукции, оформление заказа (упаковку, сортировку, маркировку и другие операции), продажу, транспортировку готовой про¬дукции, а также издержки на вложенный капитал.
Последующий анализ затрат по отдельным стать¬ям позволяет дифференцировать оперативную и фи¬нансовую ответственность сотрудников подразделе¬ний предприятий.
Транспортные расходы предприятий представля¬ют собой оплату работ, выполненных транспортными и транспортно-экспедиционными организациями, а также собственным парком автотранспортных средств, а именно оплату тарифов по перевозке всеми видами транспорта, стоимости перевалки и перекач¬ки, отправлений почтой, сборов транспортных орга
низаций за хранение и экспедирование продукции, за погрузочно-разгрузочные работы и др.
Комплекс операций, составляющих содержание процесса хранения, включает в себя приемку продукции по количеству и качеству, погрузочно-разгрузочные работы, перемещение продукции внутри складов и укладка ее на места хранения, наблюдение за состоянием хранящейся продукции, проведение профилактических мероприятий, предупреждающих порчу продукции, обслуживание и обеспечение рабо¬ты складского оборудования, комплектацию и подго¬товку продукции к реализации.
Затраты на переработку и хранение продукции, а также на оказание различных форм услуг, сопутствующих складской реализации продукции, включают все расходы предприятий, связанные с получением, хранением, подготовкой и отправкой продукции, а также общескладские расходы и расходы, связанные с недостачей продукции при хранении, потерями про¬дукции в пути, естественной убылью продукции. Они группируются по этапам складской деятельности пу¬тем их прямого отнесения на соответствующие статьи. Разделение логистических затрат по основным про¬цессам (операциям) осуществляется на основе техно¬логических схем переработки продукции, нормирова¬ния отдельных операций.
Логистические затраты но обслуживанию зака¬зов потребителей подразделяются на:
• затраты, связанные с получением заказов, - с осуществлением предприятием усилий для привлечения покупателей к своей продукции и про¬дажи ее (выплаты дилерам, комиссионные возна¬граждения за представительство по продаже про¬дукции, расходы по организации выставок-продаж и демонстрацией продукции, скидки с цены про¬дукции с целью компенсации услуг по продаже продукции и др.);
• затраты, связанные с выполнением заказов, - с осуществлением специалистами подразделений предприятия деятельности по закупке, хранению, транспортировке, производству продукции, с ее страхованием, оплатой таможенных пошлин и ус¬луг транспортно-экспедиционных предприятий, с охраной продукции, ее упаковкой, изготовлением сопроводительной товарно-транспортной докумен¬тации, связью и перепиской, а также с издержка¬ми вследствие особых ситуаций. Логистические затраты можно подразделить на
следующие категории:
• продуктивные затраты - это затраты на созда¬ние ценности, которую хочет иметь покупатель и за которую он готов платить. Сюда входят произ¬водственные затраты, а также затраты на сбыт продукции, оплату труда, осуществление финансо¬вых операций и процесса продаж. Затраты на упа¬ковочные работы рекомендуется включать сюда в том случае, если они помогают продвижению про¬дукции на рынке;
• затраты на поддержание логистического бизне¬са - затраты, которые сами по себе не создают
ценностей, но их нельзя избежать. Это затраты на транспортировку, оформление заказов, про¬верку работы сотрудников, ведение учета продук¬ции и т.д.;
• затраты на надзор - это затраты на мероприятия, направленные на предотвращение негативных ре¬зультатов. Каждый бизнес нуждается в системе раннего предупреждения в случае, например, если товар не продается так хорошо, как ожидалось, или технологии компании больше не обеспечивают ей конкурентного преимущества на рынке. Сюда также относятся затраты на надзор за работой других участников бизнеса, например поставщи¬ков или дистрибьюторов товара;
• убыточные затраты - это затраты на работы, которые не могут дать результатов, например затраты на «бездействие», на простой оборудова¬ния и др.
Логистические затраты можно также подразделить на такие два вида:
1) затраты на формирование конечного продукта;
2) трансакционные затраты.
Затраты на формирование конечного продукта - это затраты производителя на преобразование сы¬рья в конечный продукт.
Трансакционные затраты - это затраты по на¬лаживанию и осуществлению обменных соглашений на рынке закупок или сбыта. Размер таких затрат зависит от вида приобретаемых услуг и выбранной формы их координации. Обычно они составляют 50% от общих затрат. Традиционные системы учета пока не могут обеспечить предприятия достаточной ин¬формацией, чтобы ответить на вопрос: возможна ли вообще (и при каких обстоятельствах) экономия на трансакционных затратах на рынке, если дополни¬тельные затраты по привлечению соответствующих услуг на самом предприятии ниже? Поэтому необхо¬димо определить оптимальные формы координации услуг, связанных с обеспечением качества.
Трансакционные затраты можно подразделить в соответствии со следующими позициями:
1) поиск клиентов - сбор информации, налажива¬ние контактов, координация взаимодействия, об¬мен данными;
2) переговоры - выдача запроса, подготовка пред¬ложений, ведение переговоров, заключение дого¬вора;
3) обеспечение интересов сторон - научные иссле¬дования и разработки, соглашение о гарантии ка¬чества;
4) процесс обмена - транспортные и складские опе¬рации;
5) контроль - аудиторские проверки, испытания первых образцов, приемка продукции, оконча¬тельная проверка, рекламации, эффективность взаимодействия;
6) адаптация - подтверждение удовлетворенности обслуживанием, актуализация данных;
7) корректировка субоптимальных договорных усло¬вий - догрузка производственных мощностей,
требование дополнительных ценовых скидок, из¬менение рамочных условий;
8) ослабление стратегических позиций - уход по¬требителей, сокращение рыночной доли;
9) завершение сделки - исполнение платежных обя¬зательств, увольнение лишнего персонала, оформ¬ление заключительной документации. По частоте возникновения различают одноразовые и регулярные транеакционные затраты. К регуляр¬ным, наряду с прямыми затратами обмена относятся все затраты, образующиеся при реализации и кон¬троле торгового соглашения в процессе обменных от¬ношений.
Первые три из перечисленных видов трансакци¬онных затрат возникают до заключения договора. Их можно охарактеризовать как затраты по согла¬сованию интересов сторон. Трансакционные затра¬ты с 5-го по 9-й вид появляются после заключения договора. Ясно, что между этими группами видов затрат существует обратная зависимость: чем выше затраты до заключения соглашения, тем ниже по¬следующие.
Значительная часть трансакционных затрат имеет логистический характер, а именно:
• стоимость ресурсов, используемых для нахождения коммерческих партнеров, проведения переговоров об условиях поставок, составления контрактов и обеспечения прав собственности, получаемых по¬средством конкретной хозяйственной связи;
• плата за посреднические услуги;
• рекламные расходы и стоимость времени на поиск коммерческих партнеров;
• затраты на транспортировку ресурсов от пункта
приобретения к месту их использования.
В целях внедрения более совершенных форм орга¬низации и оплаты труда следует группировать логи¬стические затраты по статьям в тесной привязке их к конкретным функциям и работам, выполняемым от¬дельными логистическими звеньями. Статьи логи¬стических затрат являются, как правило, комплекс¬ными, состоящими из нескольких элементов затрат. Логистические затраты, учтенные по статьям, могут быть рабпределены между конкретными видами дея¬тельности, работами и услугами, выполняемыми предприятиями, образуя себестоимость обслуживания заказов потребителей.
Группировка логистических затрат по функцио¬нальному признаку позволит осуществить контроль над уровнем затрат по отдельным операциям, вы¬явить эффективность различных схем организации логистической деятельности, провести сравнительные анализы логистических затрат предприятий.
Для отражения более полной картины функцио¬нирования логистической системы определим поня¬тие «логистическе издержки». Представим логисти¬ческие издержки как потери - последствия отклонений многих технико-экономических факторов от принятых при разработке планов производства.
Функциональные центры логистических затрат могут быть подразделены на области логистического
администрирования, поступления, обработки и оформления заказа, планирования производства, за¬купок, поставок, складирования и хранения, сбыта продукции и доставки заказа потребителю. В соот¬ветствии с этим делением возникают затраты и из¬держки, связанные:
• с управлением;
• обслуживанием заказов потребителей;
• снабжением и закупками;
• планированием производства;
• транспортным обеспечением;
• складированием и хранением;
• распределением и сбытом продукции.
Отдельно можно выделить группу затрат, связан¬ных с информационным обеспечением, хотя эти за¬траты являются составляющей каждой из выше пере¬численных групп затрат. В приложении 1 приведены логистические затраты и издержки по основным логи¬стическим функциям и операциям; затраты на ин¬формационные обеспечение входят в затраты на управление.
Подобная классификация логистических затрат позволяет создать модель системы затрат предпри¬ятия, без которой трудно решать задачи планирова¬ния, учета, контроля и регулирования этих затрат. j С целью разработки системы управления затрата¬ми необходимо классифицировать логистические за¬траты по различным признакам и определить их роль в указанной системе. Классификация логисти¬ческих затрат по тому или иному признаку или по нескольким признакам одновременно лежит в основе организации учета и анализа логистических затрат, а также калькулирования себестоимости обслуживания потребителей.
К признакам классификации можно отнести:
• возможность отнесения затрат на их носители (из¬делие, группу изделий, заказ);
• зависимость затрат от интенсивности использова¬ния факторов производства;
• временнбя соотнесенность затрат.
Одними из наиболее важных являются группиров¬ки затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции. Единая классификация затрат для всех отраслей экономики до сих пор была существенным преимуществом отечественной системы учета перед западной, где отсутствуют подобные единые класси¬фикации затрат.
Группировки по элементам позволяют выделить экономически однородные виды логистических за¬трат. В настоящее время состав и содержание эле¬ментов затрат определяется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (ра¬бот, услуг), включаемых в себестоимость-продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансо¬вых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правитель¬ства РФ от 5 августа 1992 г. № 552.
Поэлементная калькуляция необходима для опре¬деления структуры затрат (соотношения их удельных весов), составления смет, анализа и выявления ре¬зервов, для организации учета и формирования за¬трат, исчисления себестоимости. На ней базируется метод «затраты - выпуск», который может быть ба¬зой для определения конечного результата (прибыли, убытков) в экономических системах.
Группировка по калькуляционным статьям связа¬на с организационно-техническими особенностями системы обслуживания. В настоящее время такая группировка затрат сохраняет свое значение во внут¬рипроизводственном управлении, в организации кон¬троля затрат на всех стадиях процесса выполнения заказов потребителей.
Принципиальное различие группировки затрат по статьям калькуляции от группировки по экономиче¬ским элементам заключается в наличии комплекс¬ных статей, объединяющих элементы по своему эко¬номическому содержанию, принципу назначения (основные расходы и расходы по обслуживанию и управлению), способу распределения их между от¬дельными видами обслуживания (прямые и косвен¬ные) и зависящих от объема обслуживания (условно-постоянные и переменные).
Группировки логистических затрат по экономиче¬ским элементам и по статьям калькуляции раскры¬вают содержание затрат на осуществление процесса выполнения заказов потребителей с разных сторон и не повторяют, а взаимно дополняют друг друга, по¬зволяя раскрыть их характеристику во взаимосвязи с конкретными условиями и результатами логистиче¬ского обслуживания.
В научной и экономической литературе имеются различные предложения по использованию в учете и планировании группировок по элементам и статьям затрат:
• ограничиться только поэлементным или только постатейным подразделением;
• осуществлять группировку по элементам и по
статьям; « выделять статьи затрат, а внутри их элементы.
В управлении логистическими затратами необхо¬димо использовать и те и другие группировки, так как группировки по элементам и статьям затрат имеют различное назначение и могут по-разному ис¬пользоваться.
Следует отметить, что использование калькуля¬ции для контроля логистических затрат ограничи¬вается ее основным недостатком: она не дает информацию, по которой возможно принять опера¬тивное управленческое решение. Усредненные дан¬ные о себестоимости обслуживания, предоставляе-мого подразделениями, не отражает всей картины формирования себестоимости, так как скрыты ис¬точники роста логистических затрат.
В отечественных научных исследованиях приме¬няются следующие типы группировок затрат:
• по видам затрат: статьи (для организации анали¬тического учета и калькуляции себестоимости) и элементы затрат (для соответствия плановой сис¬темы и отчета о затратах на производство);
• по видам продукции: изделия, группы однород¬ных изделий, переделы, заказы, работы, услуги (для калькуляции себестоимости);
• по месту возникновения затрат.
По периодичности возникновения затраты делятся на материальные и операционные; организационные затраты являются текущими. Такое деление затрат имеет следующие преимущества по сравнению с су¬ществующими классификациями:
• во-первых, такая классификация проводит парал¬лель между затратами на обслуживание потреби¬телей и основными функциональными областями деятельности в процессе логистического обслужи¬вания, вносит упорядоченность в выделение цен¬тров ответственности;
• во-вторых, материальные и операционные затраты носят переменный характер, поэтому такое деление позволит использовать при управлении затратами анализ безубыточности и все те преимущества, ко¬торые предоставляет direct costing;
• в-третъих, такая классификация затрат позволит применить новый подход к определению полной себестоимости логистического обслуживания по¬требителей;
• в-четвертых, систематизация затрат упрощает создание информационных баз данных о затратах, позволяет использовать различные методы обра¬ботки информации и дает возможность разработки принципиально новых методов обработки инфор¬мации о затратах.
Обобщая отечественный и зарубежный опыт суще¬ствующих классификаций затрат и исходя из сло¬жившейся системы учета затрат на обслуживание по¬требителей, можно сделать вывод, что основные признаки классификаций делятся:
• на функциональные - по статьям, отражающим целевую направленность затрат с точки зрения их функций и роли в обеспечении качества обслужи¬вания потребителей;
• по источникам возмещения - себестоимость про¬дукции, прибыль, бюджетное финансирование;
• учетные - по характеру учета затрат;
• калькуляционные - прямые и косвенные, условно постоянные и условно переменные затраты по от¬ношению к процессу выполнения заказов потреби¬телей;
• по периодичности - текущие, единовременные, затраты за определенный период времени;
• по месту возникновения - рабочее место, группа рабочих мест, участок, цех, предприятие;
• по стадиям процесса выполнения заказов потре¬бителей.
Планирование и учет логистических затрат в соот¬ветствии с такими классификациями дает возмож¬ность оценить их абсолютную величину, решать за¬дачи по обоснованности увеличения или уменьшения величины этих затрат, определять направления их наиболее эффективного использования, анализиро¬вать и совершенствовать их структуру.
Одним из недостатков существующих классифи¬каций логистических затрат является применение смешанных признаков их группировки по статьям затрат и по экономическим элементам. Отсюда двой¬ной учет одной операции и неполное отражение фак¬тических расходов.
Выделение тех или иных затрат или группы за¬трат зависит от вида логистической системы, задач управления и оптимизации в конкретных логистиче¬ских цепях. При этом общие логистические затраты делятся на четыре группы:
1) затраты на элементарные и комплексные логисти¬ческие операции;
2) потери от иммобилизации средств в запасах;
3) издержки от недостаточного уровня качества логи¬стического менеджмента и сервиса;
4) издержки на логистическое администрирование.
Анализ структуры логистических затрат в разви¬тых странах показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20-40%), транспортные расходы (15-35%), расходы на админи¬стративно-управленческие функции (9-14%. За по¬следнее десятилетие заметен рост логистических затрат многих компаний на такие комплексные логи¬стические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, логистическое администрирование.
За рубежом анализ логистических затрат обычно проводится в процентном отношении к ВНП (для страны в целом) или к объему продаж готовой про¬дукции предприятия.
1.2. Основные методы учета логистических затрат
Известны следующие методы учета логистических затрат:
• standart costing, по которому все затраты рассчи¬тываются с использованием стандартов в количе¬ственном и денежном выражении до начала об¬служивания потребителей;
• direct costing, который разделяет логистические за¬траты на постоянные и переменные, при этом по¬стоянные затраты относятся на реализованную про¬дукцию;
• absorption costing, который разделяет все затраты на прямые и косвенные, которые относятся на реализованную продукцию и остатки продукции на складе. Планирование себестоимости в системе standart
costing можно осуществить двумя способами:
1) на основе анализа фактических показателей об¬служивания потребителей за прошлый год;
2) на основе стандартов (нормативов) обслуживания.
При традиционном бухгалтерском учете затраты определяются по таким разным категориям, как за¬работная плата, жалованье, вознаграждения, оплата поставщикам, деловые поездки, амортизация, науч¬ные исследования, разработки, и др. Все виды от¬клонений от стандартов обслуживания разделяются на два типа:
1) отклонения вследствие действия случайных и кон¬тролируемых колебаний процессов. Если эти от¬клонения незначительны, то они не требуют вме¬шательства системы управления;
2) отклонения в результате временного или постоян¬ного изменения показателей процесса. Если это изменение носит временный характер и может быть устранено в следующем цикле обслуживания, то требуется корректирующее действие. Отклоне¬ния, вызванные постоянным изменением показа¬телей процесса, требуют принятия управленческих решений.
Таким образом, учет и экономический анализ, вы¬ступая в качестве инструментов управления, должны не только выявить отклонения от действующих стан¬дартов или норм, но и показать характер и причину этих отклонений: случайные возмущения в системе обслуживания, или возмущения временного характе¬ра, или возмущения, вызванные постоянным измене¬нием показателей процесса.
Система учета прямых затрат (direct costing или variable costing) основана на разделении себестоимо¬сти обслуживания на затраты, являющиеся постоян¬ными, и на затраты, которые изменяются пропор¬ционально изменению объема обслуживания. Постоянные затраты всей суммой относятся на фи¬нансовый результат и не разносятся по видам про¬дукции. В этой системе себестоимость определяется только по переменным затратам и вводится понятие «маржинальноый доход», т.е. выручка от сбыта за вычетом всех переменных затрат. Разделение затрат на постоянные и переменные тесно связано с опреде¬лением точки критического объема обслуживания.
Независимо от учетной политики, принятой на предприятии, метод direct costing необходим в управ¬ленческом учете и основывается на учете конкретных затрат. У этого метода есть следующие преимущества:
• связь между объёмом обслуживания, себестоимо¬стью и прибылью непосредственно вытекает из учетных данных, а поэтому нет необходимости вести параллельно два расчета;
• подчеркивается влияние постоянных затрат на прибыль, а поскольку в отчете о прибылях пока¬зывается абсолютная сумма этих затрат, то дается возможность проводить анализ безубыточности;
• система direct costing оценивает запасы по вели¬чине непосредственных затрат, связанных с их созданием;
• дается возможность более гибкого ценообразова¬ния, вследствие чего конкурентоспособность продукции увеличивается и уменьшается вероятность
затоваривания продукции на складе.
Основной недостаток этого метода - выделение постоянных затрат. Значительная часть условно-переменных затрат распределяется по-разному в за¬висимости от метода, применяемого при отнесении затрат, что может привести к искажению результа¬тов.
Полный метод калькулирования себестоимости продукции используется в основном для внешней от¬четности и основывается на распределении всех за¬трат, включаемых в себестоимость по видам продук¬ции, т.е. предполагает расчет полной себестоимости продукции.
Метод absoption costing предполагает разбиение за¬трат на прямые и косвенные. Запасы готовой про¬дукции на складе оцениваются по полной себестои¬мости.
Основное отличие методов direct costing и absoption costing заключается в порядке распределе¬ния постоянных расходов между калькуляционными периодами. Проблемой является выбор периода для отнесения постоянных производственных расходов к затратам на реализацию.
Известны следующие методы управления затра¬тами:
• проектный;
• заказной;
• партионный;
• товарный (непрерывный, серийный).
Себестоимость является одним из наиболее точных измерителей уровня затрат, эффективным средством оценки деятельности предприятия и его структурных подразделений по обслуживанию потребителей. В итоге этот показатель формирует налогооблагаемую прибыль, определяя тем самым часть бюджетных выплат предприятия. Уровень материальных затрат является одним из основных экономических показа¬телей для оперативного и текущего воздействия на систему обслуживания, для принятии управленче¬ского решения, определителем уровня цены на об¬служивание потребителей.
Известны различные виды себестоимости продук¬ции:
• по составу калькуляционных статей - технологи¬ческая, производственная и полная;
• по характеру используемой информации - плано¬вая и отчетная;
• по использованию во внутризаводском управлении - цеха, участка, бригады;
• по уровню обобщения - предприятия (организа¬ции).
В зарубежной практике различают следующие ви¬ды себестоимости:
• себестоимость по центрам ответственности (для планирования и контроля результатов деятельно¬сти ответственных исполнителей);
• полная себестоимость производства (используется для установления цен и других оперативных ре¬шений);
• прямая себестоимость производства (используется
для установления цен и других оперативных ре-
шений при особых обстоятельствах).
В настоящее время применяет два способа расчета себестоимости обслуживания - по полному и сокра¬щенному варианту.
В отечественной практике планирования, учета и анализа затрат на уровне предприятия наибольшее применение получил показатель «полная себестои¬мость».
Исчисление полной себестоимости обслуживания базируется на следующем принципе: все затраты, от¬носящиеся к выполнению заказа потребителей дан¬ного периода, должны быть включены в его себе¬стоимость. Для этого необходима информация службы логистики о методах контроля над всеми со¬ставляющими стоимости обслуживания; о способах контроля над себестоимостью складского обслужива¬ния с тем, чтобы своевременно предупредить о воз¬можности затоваривания продукции; о структуре ко¬нечной себестоимости с тем, чтобы розничные цены на рынке могли быть вовремя скорректированы и быть конкурентными; об уровне себестоимости об¬служивания текущего и перспективного планирова¬ния логистической деятельности предприятия.
Согласно требованиям нормативных документов учет по полной себестоимости широко распространен и важен для определения финансовых результатов предприятия и налоговых платежей. Но он имеет и существенные недостатки:
• невозможность оперативного вмешательства в результаты деятельности предприятия. Результаты становятся известными только во второй половине следующего месяца;
• невозможность проведения анализа, контроля и планирования затрат вследствие невнимания к ха¬рактеру поведения затрат в зависимости от объема перевозок (постоянные затраты в учете рассматриваются как переменные);
• включение в себестоимость перевозок затрат, не связанных непосредственно с основной деятельно¬стью. В итоге происходит искажение рентабельно¬сти, которая зависит от метода распределения по¬стоянных затрат;
• перенос постоянных затрат в составе себестоимо¬сти запасов на затраты будущих периодов. Перечисленные недостатки свидетельствуют о том, что учет по полной себестоимости не дает информа¬ции, необходимой для полноценного управления за¬тратами. Поэтому наряду с учетом по полной себе¬стоимости применяется учет по усеченной себестоимости.
Использование методов расчета усеченных затрат в системе внутреннего управленческого учета предпо¬лагает дифференциацию логистических затрат на пе¬ременные и постоянные (прямые и прочие) с после¬дующим их распределением между процессами обслуживания. К переменным (операционным) обыч¬но относят заработную плату основного логистиче¬ского персонала, материальные затраты, расходы на транспортировку, хранение, подготовку продукции к производственному потреблению и другие, которые непосредственно зависят от объема логистических операций и изменяются пропорционально изменению масштабов логистической деятельности.
Важным преимуществом системы усеченной себе¬стоимости обслуживания потребителей является то, что она позволяет упростить нормирование, планиро¬вание, учет и контроль ограниченного числа статей затрат. Преимуществами также являются:


• простота и объективность калькулирования себе¬стоимости обслуживания потребителей, так как при этом отпадает необходимость в условном рас¬пределении постоянных затрат;
• возможность сравнения себестоимости, прибыль¬ности обслуживания потребителей в различные периоды по переменным затратам. В этой связи изменение структуры предприятия и связанное с ним изменение постоянных затрат не оказывают влияния на себестоимость выполнения заказов;
• возможность определения наиболее рентабельных изделий, оптимальных объемов перевозок по тому вкладу, который они вносят в общий доход;
• возможность определения точки безубыточности, т.е. объема обслуживания, при котором у пред¬приятия нет ни прибыли, ни убытков. Недостатками применения сокращенного варианта
расчета себестоимости являются:
• сложность разделения постоянных и переменных затрат;
• проблема объективности включения переменных затрат в себестоимость обслуживания потребителей;
• такой подход к расчету себестоимости не дает от¬вета на вопрос: сколько стоит обслуживание по¬требителя, какова ее полная себестоимость? По¬этому необходимо дополнительное распределение постоянных затрат;
• в случае снижения цен в целях достижения при¬вилегированного положения на рынке по отдель¬ным видам обслуживания возникает опасность, что не будут покрыты постоянные расходы, т.е. предприятие понесет убытки;
* в числе постоянных затрат имеются такие, кото¬рые могут быть прямо отнесены на отдельные за¬казы, но они при этом методе не учитываются в себестоимости.
Главное достоинство сокращенного варианта учета и калькулирования себестоимости обслуживания по¬требителей заключается в том, что он позволяет изу¬чать взаимосвязь между объемом обслуживания, за¬тратами и прибылью предприятия, т.е. проводить анализ безубыточности при управлении затратами. Использование методов расчета усеченных логисти¬ческих затрат позволяет избежать условности рас¬пределения постоянных затрат, применить расчетные коэффициенты отнесения последних на центры логи¬стической ответственности. Остальная часть постоян¬ных затрат компенсируется за счет маржи, т.е. раз¬ницы между ценой обслуживания и совокупностью переменных и прямых постоянных затрат. Учет по усеченной себестоимости играет самостоятельную роль в управлении затратами и ведется параллельно с учетом по полной себестоимости, соответствующим требованиям российского законодательства.
Определение затрат на основе видов деятельно¬сти требует начисления затрат, связанных с этими широкими категориями, на конкретные задачи и вы¬полненные работы. При этом необходимо оценить за¬траты по конкурирующим звеньям поставщиков. Для выяснения положения предприятия по отношению к его конкурентам должны быть оценены затраты кон¬курентов на те же виды деятельности. Это является высшим классом конкурентной разведки. И несмотря на рутинность определения оценок затрат для каж¬дой работы и неточность некоторых из этих оценок, результаты сравнения затрат на выполнение кон¬кретных внутренних задач и функций у предприятия и у его конкурентов, а также определение конкурен¬тоспособности предприятия по сравнению с его глав¬ными соперниками делают учет затрат по видам дея¬тельности ценным инструментом стратегического управления. Невзирая на существование определен¬ных проблем, связанных с этим расчетом, руководя¬щий состав каждого предприятия должен попытаться просчитать цепь своего бизнеса.
Учет логистических затрат должен быть интегри¬рован с их нормированием, планированием и анали¬зом в единую информационную систему, позволяю¬щую оперативно выявлять и устранять отклонения в процессе логистической деятельности. При этом решаются вопросы о выгодности для предприятия за¬купки той или иной продукции, производства в том или ином месте, использования тех или иных кана¬лов распределения.
Анализ практики деятельности предприятий пока¬зал, что существующие аналитические методы опре¬деления логистических затрат не дают возможности оценить вклад каждой структурной единицы в об¬щую сумму экономии или удорожания. А это особен¬но важно, когда необходимо не только установить причину возникновения дополнительных затрат, но и выявить место и возможные последствия.

Выводы по главе 1
1. Данные, получаемые посредством учета и анали¬за логистических затрат, должны являться индикато¬ром наличия проблем у предприятия в области логи¬стики, служить основой для выбора эффективных вариантов решения этих проблем. Анализ логистиче¬ских затрат должен выполняться на основе достовер¬ной учетной информации, а это выполнимо лишь при условии их обособленного планирования и учета.
2. В структуре потока логистических затрат про¬исходит перераспределение стоимости.
3. Абсолютный рост в денежном выражении вели¬чины потока затрат обусловлен ростом физического объема потоковых процессов и производства готовой продукции в логистических цепях.
4. Чрезмерно укрупненный и обобщенный харак¬тер отражения затрат не позволяет адекватно опти¬мизировать логистические затраты.
5. Анализ логистических затрат предприятия осу¬ществляется, как правило, расчетом отклонений фак¬тически потребленных ресурсов от запланированных объемов без учета влияния конкретных факторов.
6. Существующие классификации затрат не охваты¬вают всю логистическую цепочку обслуживания зака¬зов потребителей. Анализ показал, что затраты клас¬сифицированы лишь в отдельных областях логистики.
7. Анализ действующей системы управления логи¬стическими затратами различными методами пока¬зал, что рассмотренные методы не дают требуемых результатов. Это приводит к недостаточному исполь¬зованию резервов снижения логистических затрат.
8. Основные вопросы системы управления логи¬стическими затратами связаны:
• с выделением и классификацией логистических затрат, на основе которых исследуются отдельные явления и процессы на примере звеньев логисти¬ческой цепи;
• с определением основных элементов модели:
- ресурсов;
- участников логистической деятельности;
- соотношения взаимосвязей, возникающих меж¬ду участниками логистической деятельности;
- решений вопросов логистической организации для интегрирования комплекса управления ло¬гистическими затратами.

 

ФЛАГМАН В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ!
  • Старейшая профессиональная организация осуществляющая подготовку высококвалифицированных специалистов в области логистики;

  • Лучшие преподаватели-практики и консультанты мирового уровня;

  • Фундаментальная научная школа в области логистики и SCM;

  • Пять самых современных инновационных лабораторий в России;

  • Международные образовательные программы с европейскими лидерами: ELA, BVL, Fraunhofer IFF.

Курсы по логистике в соответствии с мировыми стандартами и лучшими практиками проводятся крупнейшими специалистами. В курсы логистики включены мастер-классы, практические работы и расчетные процедуры. Обучение проводится на самой современной инновационной базе, позволяющей изучать наиболее эффективные технологии и методы в «живом» режиме. Подробнее »

НАШИ НОВОСТИ

Итоги XXI Московского Международного Логистического Форума (12 – 16 февраля 2018 года)

В этом году Московский Международный Логистический Форум побил все предыдущие рекорды по количеству участников! Основной день форума посетило более 500 представителей торговых, производственных и логистических компаний из 29 регионов России и 12 стран, в числе которых, Германия, Бельгия, Франция, Италия, Швейцария, Латвия, Греция, Белоруссия, Киргизия и Казахстан. Программу Форума открыл Jos Marinus, вице-президент Европейской Логистической Ассоциации (ELA) с докладом «Сквозное управление цепями поставок: прозрачность, инновационные подходы и практические рекомендации».

Бесплатное посещение выставочной и демонстрационной зоны Московского Международного Логистического Форума 15 февраля 2018 г.

Для профессионалов сферы логистики старейшее в России мероприятие в области логистики – ММЛФ открывает двери в новом формате: бесплатное посещение демонстрационной зоны, площадью 420 кв. м., на которой будут представлены стенды 15 лидеров отрасли – поставщиков IT решений для логистики, складского оборудования и услуг.

Топ доклады XXI Московского Международного Логистического Форума 15 февраля 2018 г.

Более 50 докладов крупнейших экспертов и руководителей логистических подразделений запланировано в основном дне 21-го Форума. Работа Форума проходит параллельно в трех залах и каждый участник имеет возможность выбирать для посещения наиболее интересные сессии.

НОВОСТИ ЛОГИСТИКИ

Стартовал сбор заявок в гид «Склады России 2018». Впервые в издании будет опубликован топ брокеров

Стартовал сбор заявок в гид «Склады России 2018». Это будет третье издание, объединяющее информацию о действующих и строящихся складах России. Особенность гида 2018 года – топ брокеров складской недвижимости, в который войдут как федеральные, так и региональные лица.

28-30 ноября 2017г. пройдёт Международная конференция «СКЛАДЫ РОССИИ»:ЭВОЛЮЦИЯ РЫНКА!

В рамках деловой программы 4-ой Международной выставки InnoSklad (28-30 ноября, www.innosklad.ru, г.Санкт-Петербург, Экспофорум, павильон Н) пройдёт Международная конференция «СКЛАДЫ РОССИИ»:ЭВОЛЮЦИЯ РЫНКА!.

19 сентября начнет работу выставка CeMAT Russia 2017

С 19 по 21 сентября в Павильоне 3 МВЦ «Крокус Экспо» будет проходить выставка складской техники и систем, подъемно-транспортного оборудования и средств автоматизации склада CeMAT Russia.

ИНФОРМЕРЫ

Яндекс цитирования Rambler's Top100

ПАРТНЕРЫ

Логистика на LogLink.ru Складской портал - все о складе и для склада! Работа в России